Вверх
Дать отзыв

100 дней в должности министра окружающей среды: обещания, обещания, обещания...

100 дней пребывания в должности министра окружающей среды Романа Абрамовского и почти год на руководящих должностях в сфере экологии.

14 мин на прочтение01 Октября 2020, 10:08
Поделиться:

Напомним, что  до назначения на должность министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, с октября 2019 г. Роман Абрамовский занимал должность заместителя министра в тогдашнем Минэкоэнерго и отвечал за направление экологии. Поэтому результаты можно оценивать за весь период его плодотворной работы в сфере экологии, но мы начнем именно со 100 дней на должности.

GREENPOST проанализировал, что удалось сделать министру в сфере экологических оценок. В конце концов, именно на министерство возложена обязанность формирования и реализации политики в сфере ОВОС и СЕО.

PRO ОВОС и СЕО

Так, за 2017–2019 годы с участием экспертов и общественности наработан ряд проектов нормативно-правовых актов, принятие которых прямо предусмотрено Законом «Об ОВОС» и «О СЕО». К сожалению, ни один из них пока не принят.

Результат:

  • не утвержден проект приказа «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по оценке воздействия на окружающую среду, Порядок ведения реестра экспертов по оценке воздействия на окружающую среду и квалификационные требования к экспертам по оценке воздействия на окружающую среду». Этот приказ является требованием статьи 10 Закона Украины «Об ОВОС» и подлежит юстировке;
  • не утверждены методические рекомендации по подготовке отчета об общественном обсуждении, по определению объема исследований и уровня детализации информации, подлежащей включению в отчет по оценке воздействия на окружающую среду и рекомендации по подготовке заключения по оценке воздействия на окружающую среду;
  • не принято постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга последствий выполнения документа государственного планирования для окружающей среды, в том числе для здоровья населения»;
  • не ведется работа по совершенствованию законодательства.

Созданное министерство за 100 дней не начало решать проблемы с проведением процедур оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки.

Кстати, оба механизма оценки воздействия деятельности человека на окружающую среду касаются выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС, целесообразность которой постоянно защищает Роман Абрамовский в своих публичных выступлениях.

Однако, например, за период с января по апрель 2020 г. включительно все выводы ОВОС, а это 130 документов разрешительного характера, выданы с нарушением сроков, определенных в Законе Украины «Об ОВОС». Средняя продолжительность просрочки — месяц. Вряд ли бы такие «задержки» были бы возможны в странах Европейского Союза, где своевременная выдача разрешительных документов жестко контролируется.

Такие «системные» задержки в Минэкологии уже заинтересовали правоохранительные и антикоррупционные органы Украины.

Ведь вряд ли не вызывает подозрений ситуация, когда начальнице Управления Минэкологии Марине Тищенковий вручают 60 протоколов о коррупции, а она продолжает ходить на работу.

Никто не может объяснить, почему министр никак не реагирует на протоколы Национальной полиции и даже не отстранил чиновницу от исполнения служебных обязанностей на время проведения следствия.

И. о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольга Буславец весной признавала, что вопросы к Марине Тищенковой возникли еще во время работы чиновницы в Минэкоэнерго, однако тогда не успели провести служебное расследование, поскольку экологическое направление выделили в новое Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Как известно, созданное министерство возглавил бывший заместитель Ольги Буславец Роман Абрамовский. Марину Тищенкову он забрал с собой во вновь  созданное Минэкологии и даже повысил ее, назначив на должность Директора департамента экологической оценки. Чиновница, как и на предыдущей работе, продолжила «выдавать» выводы ОВОС.

В результате ее действий уже девять месяцев украинские предприятия находятся в коллапсе.

На сегодняшний день около 80 субъектов хозяйствования, среди которых стратегические предприятия по добыче нефти и газа, от которых зависит энергетическая безопасность страны, не могут получить результаты процедуры ОВОС, в частности, из-за непроведения общественных слушаний в период карантина.

Это еще один довод не в пользу министра. Ведь Роман Абрамовский, еще работая в Минэкоэнерго, владел информацией относительно того, что торможение проведения общественных слушаний в рамках процедуры ОВОС приведет к задержке выдачи разрешительных документов, а соответственно затормозит работу предприятий или полностью ее остановит, однако никаких шагов для выхода из коллапса не сделал.

Не изменилась ситуация и после его назначения уже на должность министра защиты окружающей среды и природных ресурсов. Хотя казалось, что он стал самостоятельной фигурой и мог принимать рациональные и логичные решения, но в течение 100 дней со своего назначения так ничего и не сделал для правового урегулирования ситуации.

Отдельная история о Едином реестре по ОВОС, куда предприятия загружают всю необходимую документацию для получения разрешительных документов. Электронная база до сих пор не взята на баланс министерства.

Это означает, что в любой момент Реестр вообще могут отключить в связи с завершением проекта МТП, которым был разработан реестр.

PRO разрешения и лицензии

Начиная со второй половины 2019 года, разрешительная и лицензионная системы в министерстве вообще не работают. Об этом свидетельствует не только задержка выдачи заключений ОВОС, но и разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Хотя последние являются главным основанием для законной работы субъектов хозяйствования. Отсутствие этих документов запрещает хозяйственную деятельность на законодательном уровне.

Если интересно, то ниже полный список документов, в которых более года министерством не вносятся изменения.

В частности, в:

  • Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами и производства особо опасных химических веществ, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;
  • Унифицированные формы актов, составляемых по результатам проведения мероприятий государственного надзора (контроля).
  • Не заполняется Интегрированная автоматизированная система мероприятий государственного надзора (контроля) (ИАС).

Все вышеперечисленное делает невозможным выдачу лицензий относительно осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами и производства особо опасных химических веществ, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями действующего в настоящее время Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», а также не позволяет провести мероприятия государственного надзора (контроля) субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами.

Не лучше ситуация до последнего времени была и с проведением государственных испытаний и регистрации пестицидов и агрохимикатов.

Так, еще с мая 2020 г. в сети распространялись призывы бизнес-ассоциаций и общественных союзов по критической ситуации в указанной сфере и просьбы разблокировать процесс, поскольку как и испытания, так и продажу, и внесение препаратов имеют сезонный характер, а промедление с выдачей как разрешений, так и удостоверений о государственной регистрации исключает ввоз и своевременное обеспечение аграриев значительным количеством продуктов нового поколения, а также сокращает сроки их испытания.

В указанных секторах экономики больше всего проблем с безответственностью бизнеса и угрозами для окружающей среды.

PRO утилизацию автомобилей

Так, в течение 2020 г. у Минэкологии не нашлось времени для рассмотрения заявлений о внесении в Государственный реестр субъектов хозяйствования, осуществляющих прием и/или разборку транспортных средств. Не удосужились в экологическом ведомстве даже объяснить, почему заявления в нарушение требований Закона Украины «Об утилизации транспортных средств» оставлено без ответа. Также до сих пор не обновлен состав комиссии, которая должна рассматривать указанные заявления.

PRO промышленное загрязнение

На прошлой неделе правительство все-таки повторно одобрило проект Закона Украины «О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения».

Именно в этом вопросе Роман Абрамовский имеет четкую позицию и убежден, что таким образом будут решены все проблемы в области окружающей среды.

На самом деле, если бы проект Закона был приоритетом, то после первого его одобрения правительством (февраль 2020 г.), господин Абрамовский не терял бы шесть месяцев, а ускорил бы регламентные процедуры, поскольку законопроект уже был зарегистрирован в Раде.

Большинство экспертов склоняется к мнению, что принятие упомянутого Закона — это только 30 % успеха имплементации Директивы, ведь в практической плоскости внедрение системы интегрированных разрешений основным вызовом является разработка наилучших доступных технологий и методов управления для отраслей промышленности (энергетика, металлургия, химическая промышленность) и внедрение механизмов экономического стимулирования субъектов хозяйствования. Ведь промышленность Украины не сможет в один день провести модернизацию и запустить новые технологии, уменьшающие антропогенное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, для полноценного внедрения этой системы необходимо разработать и утвердить ряд подзаконных нормативно-правовых актов на уровне правительства, создать электронную систему (реестр интегрированных разрешений), перевести и утвердить. На основании их будут выдаваться интегрированные разрешения, а главное — научить специалистов, которые смогут проводить оценку соответствия «Наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ) для Украины», той или иной установки.

Ведется ли работа министерства в этом направлении — неизвестно. Единственное, о чем мы знаем, это то, что с 9 июля 2019 г. реализуется проект НДТМ, который выполняется GIZ совместно с министерством.

Но проекты завершаются, а состояние окружающей среды в стране лучшим не становится.

PRO отходы и мусорную реформу

Ежегодно общие объемы образования отходов в Украине составляют около 0,5 млрд тонн, а объемы накопления превышают 14 млрд тонн.

Тогда как по экспертной оценке объем накопления отходов в Украине достиг 36 млрд тонн.

Площадь поверхностных хранилищ (шламонакопители, терриконы, золоотвалы и т. д.) достигла 165 тыс. га.

В Украине принята Национальная стратегия управления отходами до 2030 года (распоряжение Кабинета Министров Украины от 08.11.2017 г. № 820) и Национальный план управления отходами до 2030 года (распоряжение Кабинета Министров Украины от 20.02.2019 г. № 117).

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении Национального плана управления отходами до 2030 года» Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская горгосадминистрации должны разработать и утвердить в двухлетний срок по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов и Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства региональные планы управления отходами до 2030 года.

Но для реализации указанного пункта Национального плана управления отходами Минэкологии должно было разработать и утвердить порядок разработки и утверждения региональных планов управления отходами.

Однако Минэкологии до сих пор порядок не разработало и не утвердило, хотя должно было это сделать еще осенью 2019 года.

Приказом Минприроды от 12.04.2019 г. № 142 были утверждены Методические рекомендации по разработке региональных планов управления отходами. В настоящее время большинством областных, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями разработаны региональные планы управления отходами, но в связи с отсутствием Порядка завершить эту работу не могут. Однако, несмотря на невозможность завершения работы, средства на разработку региональных планов и проведения тендеров из государственного бюджета уже потрачены.

Также весной 2018 г. правительство создало Координационный совет по вопросам реализации Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года и утвердил его состав.

В течение 2018 г. и первой половины 2019 г. Координационный совет собиралась около трех раз для обсуждения важнейших концептуальных вопросов в сфере управления отходами.

К сожалению, со второй половины 2019 г. и по сей день Минэкологии ни разу не проводило заседания Координационного совета.

Скандалом завершилось рассмотрение законопроекта «Об управлении отходами». Вся страна увидела видео, где народный избранник Юрченко и его помощник просят 200 тыс. долл. за внесение лоббистских поправок к этому, действительно крайне важному, законопроекту.

Документ должен помочь Украине адаптироваться к европейской модели управления отходами. Зато получили громкий скандал, который, кстати, Роман Абрамовский никак не комментирует.

Молчат в Минэкологии и о том, что в Верховной Раде 2 июля 2019 г. уже был зарегистрирован правительственный законопроект «Об отходах» за № 10411, но он остался не рассмотренным в связи с прекращением полномочий Верховной Рады Украины восьмого созыва. Хотя текст этого законопроекта как раз разрабатывало Министерство экологии и природных ресурсов Украины (ныне Минэкологии — ред.), но новый министр решил его не поддерживать и новый правительственный законопроект министром также подан не был.

Зато он положительно оценил скандальный законопроект, представленный в ВР народными депутатами экологического комитета, который в Верховной Раде Украины IX созыва зарегистрирован под регистрационным номером 2207-1 от 16.10.2019 г.

Остаются невыполненными меры Национального плана, которые не связаны с принятием рамочного закона, а именно:

PRO климат

Казалось, что хотя бы в этой части Минэкологии и его глава за 100 дней продемонстрировали прогресс. Хоть с опозданием, но приняты подзаконные акты, необходимые для запуска системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ), а также часть подзаконных актов по регулированию обращения озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов.

К сожалению, на сегодня сделать подробный анализ принятых актов невозможно, поскольку на сайте КМУ опубликовано лишь одно постановление от 23 сентября 2020 г. № 880 «Об утверждении перечня видов деятельности, выбросы парниковых газов в результате осуществления которых подлежат мониторингу, отчетности и верификации». Остальные дорабатывается (частая практика действующего правительства, когда после принятия нормативно-правовые акты еще месяцы могут дорабатываться), поэтому ждем...

К слову, все другие постановления были разработаны еще в 2018 году и живо обсуждались в соцсетях экоактивистами и представителями министерства.

Не выполнен Указ Президента «О неотложных мерах по проведению реформ и укрепления государства» от 08.11.2019 г. № 837/2019, в части подготовки и принятия Второго национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение;

До конца 2020 года Минэкологии должно обеспечить разработку и принятие Национальной стратегии адаптации к изменению климата. Почти год в этом направлении не было никаких активностей, правда, на прошлой неделе на сайте министерства появился «клич» ко всем стейкхолдерам разрабатывать Стратегию адаптации. Так что есть шансы, что Стратегия когда-то появится, хотя вряд ли в сроки...

Замороженной почти год остается реализация «многострадальных» проектов целевых (зеленых) экологических инвестиций в рамках Киотского протокола, так называемых киотских проектов.

Полагаем, что выводы можно не делать и так все понятно. Обещать у нас умеют хорошо, а вот на деле результата — почти ноль! Стоит ли ждать большего в следующие 100 дней — не известно. Куда делся турборежим новой власти, которая планировала за полгода принять и ввести в действие то, чего украинцы ждали годами, тоже не известно. Ведь никогда раньше не было такой монокоалиции в парламенте и правительстве.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Расследования
ФОТО: Глава правления Укрэнерго Владимир Кудрицкий / censor.net
Глава Укрэнерго Кудрицкого будет уволен: решение Ставки Верховного главнокомандующего
1 мин на прочтение30 Августа 2024
ФОТО: ГБР разоблачило наживавшихся на зернотрейдерах чиновников Госпродпотребслужбы / ГБР
ГБР разоблачило пограничников, организовавших схему поборов с экспортеров "зернового коридора"
1 мин на прочтение27 Августа 2024
"Леса Украины" совместно со Спецэкопрокуратурой перекрыли масштабную схему хищения древесины
"Леса Украины" совместно со Спецэкопрокуратурой перекрыли масштабную схему хищения древесины
1 мин на прочтение21 Августа 2024
ФОТО: Офис Президента / 24tv.ua
На Банковой отрицают причастность Украины к подрыву Северных потоков: ресурсы не те
1 мин на прочтение15 Августа 2024
Взрыв в столичном баре Zigzag: сдетонировал опасный "сувенир"
1 мин на прочтение15 Августа 2024
Сгорело желтым пламенем: во Львове сожгли тонну героина
1 мин на прочтение14 Августа 2024
Кто, как и для чего пытается дискредитировать и заблокировать реформу управления отходами?
6 мин на прочтение21 Апреля 2024
В Киеве раскрыли канал поставки наркотиков: изъят кокаин на $250 тысяч
1 мин на прочтение28 Марта 2024
Больше из GreenPost
Изображение из открытых источников
Если остались лишние бетонные блоки: креативные идеи (ФОТО)
2 мин на прочтение55 минут назад
Лесной пожар в селе Хасия вблизи Афин в августе: 2023 год был одним из самых плохих лесных пожаров в Европе. Фото: Angelos Tzortzinis/AFP/Getty Images
Выгорела площадь Майорки, Менорки и Ибицы вместе: лесные пожары в 2023-м нанесли наибольший ущерб Европе
1 мин на прочтениечас назад
Срочное совещание по критической ситуации с отопительным сезоном в Кривом Роге
Критическая ситуация с отопительным сезоном в Кривом Роге, - Минразвития
1 мин на прочтениеВчера
 Италия будет помогать Украине восстанавливать энергетику и экономику
Италия будет помогать Украине восстанавливать энергетику и привлекать инвестиции для восстановления экономики
2 мин на прочтениеВчера
Дания засадит лесом 15% своих сельхозугодий
1 мин на прочтениеВчера
Родителям детей с особыми потребностями будут компенсировать расходы на ассистента: во Львове утвержден новый порядок
1 мин на прочтениеВчера
Украина представляет уникальную методологию оценки экологических последствий вооруженных конфликтов
2 мин на прочтениеВчера
В ДАР появится система оповещения для пчеловодов - Минагро
1 мин на прочтениеВчера