Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Новости
  • Агро
  • Зерно войны: как Украина меняет мировой агроэкспорт и что это означает для будущего продовольствия

Зерно войны: как Украина меняет мировой агроэкспорт и что это означает для будущего продовольствия

5 мин на прочтение10 Ноября 2024, 17:58
Зерно войны: как Украина меняет мировой агроэкспорт и что это означает для будущего продовольствия Зерно войны: как Украина меняет мировой агроэкспорт и что это означает для будущего продовольствия
Поделиться:

Еще до полномасштабного вторжения в 2022 году на вопрос «Кто кормит мир?» многие эксперты отвечали: «США, Канада...». Однако именно война доказала, что Украина является одним из ключевых игроков глобальной продовольственной безопасности, хотя ранее ее вклад затеняли крупные западные игроки.

Все начинается с того, что украинское зерно входит в состав, казалось бы, несвязанных между собой продуктов – от французского багета и итальянской пиццы до египетского хлеба аиш балади. Примером этого является тот факт, что до начала полномасштабного

вторжения через украинские порты в Черном море проходило более 90% зернового экспорта, который удовлетворял потребности миллионов потребителей. Мои исследования рыночной микроструктуры показывают, что масштаб этой «интеграции» украинского сырья в мировые продовольственные цепочки был недооценен. Первым тревожным звоночком стало уже начало войны в 2014 году, но последние годы стали решающими для переоценки роли нашей страны.

Официальные данные ООН свидетельствуют, что более 780 млн человек на планете находятся в состоянии хронического недоедания [1]. Поэтому, когда в начале 2022 года поставки зерна из Украины резко сократились, эти люди первыми это почувствовали. Поскольку хлеб в Северной Африке или на Ближнем Востоке подорожал на 50%, то в таких странах, таких как Египет и Тунис, это спровоцировало массовые протесты. С точки зрения довоенной структуры экспортных показателей, Украина обеспечивала 10% мировой пшеницы и была крупнейшим экспортером подсолнечного масла. В течение первых месяцев полномасштабных боевых действий экспорт упал более чем на 50%. Мировые цены подскочили до 450$ за тонну (почти на 70% выше довоенного уровня). Если говорить проще, этот «шок» первыми ощутили украинские экспортеры и страны с низким уровнем дохода: дефицит зерна и повышение цен нанесли сильнейший удар по самым бедным слоям населения.

Стремясь стабилизировать ситуацию, Украина и Россия под эгидой ООН и при посредничестве Турции заключили «зерновую сделку» в июле 2022 года, временно разблокировав несколько портов. За год этой сделки Украина смогла экспортировать 33 млн тонн агропродукции. Это неплохой показатель с учетом условий войны, но, на мой взгляд, проблема лежит гораздо глубже. Любая сделка, которая зависит от воли стороны-агрессора, остается уязвимой. И когда Россия вышла из «зерновой сделки», риски снова возросли. В ответ Украина с помощью соседних стран объявила об открытии одностороннего морского коридора, который действует и по сей день, хотя и в несколько ограниченном режиме.

2022-2023 годы показали, что Украина по-прежнему удерживает место в десятке крупнейших экспортеров пшеницы – с объемом в 15 млн тонн (примерно 7% мирового экспорта). Однако мы видим, как другие игроки пытаются заполнить «вакантные ниши». Бразилия расширяет поставки в Китай, США и Канада предлагают больше пшеницы, а Россия, имея 44,5 млн тонн, демпингует цены, чтобы увеличить долю на рынках Ближнего Востока и Африки. Кто-то может сказать, что российское зерно хуже по качеству, но в мире, где цена часто определяет все, этот аргумент не всегда срабатывает. При этом доля Австралии (32,5 млн тонн), Канады (26 млн тонн), США (21,1 млн тонн) и Франции (18 млн тонн) также выросла. То есть конкурентная среда стала еще жестче.

В то же время стоит отметить одну долгосрочную тенденцию: происходит постепенная диверсификация импорта зерна и масличных культур. Все больше стран-импортеров сознательно избегают «моноориентации» на одну-две страны, поскольку война показала, что даже временное прекращение поставок способно обрушить внутренние продовольственные рынки. Вспомните, как Индия в последние месяцы активнее закупает пшеницу у Канады. Африканские страны тоже интересуются Латинской Америкой, желая иметь больше источников поставок.

Однако Украина, несмотря на огромные потери, сделала несколько существенных шагов для сохранения позиций: переориентация экспорта через западные границы и

речные порты, создание логистических хабов в соседних странах и т.д. Логистика стала дороже и сложнее, но вместе с тем, украинский аграрный экспорт показал способность быстро адаптироваться. Это еще раз подтверждает, что «сырьевая» модель, когда мы ограничиваемся только продажей зерна или масла, может быть ослаблена, а переход к продукции с большей добавленной стоимостью способен защитить украинских производителей от резких колебаний цен на мировых биржах. В кризисных ситуациях, которые происходят все чаще, производство пищевых продуктов с большей добавленной стоимостью (например, мука, макароны) помогает дольше удерживаться на мировых рынках.

С другой стороны, чтобы оставаться конкурентоспособной, Украине нужна поддержка не только западных стран, но и налаживание тесного сотрудничества с соседними странами (Польша, Румыния). Если говорить о конфликтах с европейскими фермерами, которые иногда возникают из-за дешевой украинской агропродукции, то они должны решаться не путем закрытия рынков, а благодаря четким квотам, логистическим решениям и транзитным соглашениям.

В то же время реальность остается сложной: торговые конфликты с соседними странами по всему миру могут не только тормозить рост потенциального экспорта, но и повышать риск глобальной изоляции или длительной блокировки одного-двух крупнейших экспортеров. А это, в свою очередь, приведет к самому сильному удару по беднейшим странам.

В этом аспекте украинский вопрос демонстрирует, насколько важны открытые торговые коридоры и страховые механизмы. Даже частичная блокировка экспорта или существенное сокращение логистических возможностей Украины показали, как быстро возникают дефициты в других точках планеты. Чем дольше продолжается изоляция, тем сильнее это ощущают агропроизводители, экспортеры и потребители в беднейших регионах.

[1] https://news.un.org/en/story/2023/07/1138612

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из GreenPost