«Инвестиции с подводными камнями»: юрист рассказал, какие риски несет Украине соглашение с США о фонде восстановления
От ограничения суверенитета до финансовых потерь.

Украина и США заключили соглашение о создании Американско-украинского инвестиционного фонда восстановления, призванного привлечь средства для восстановления страны. Соглашение имеет потенциал для привлечения значительных инвестиций в восстановление Украины, однако содержит ряд рисков — от ограничения суверенитета до финансовых потерь — нуждающихся в тщательном управлении. Об этом предостерегает юрист Дмитрий Бузанов.
Суверенитет и природные ресурсы под опасностью
Ограничение суверенных прав на природные ресурсы. Соглашение предусматривает, что Украина сохраняет суверенитет над своими природными ресурсами, но обязывает предоставлять Партнерству (Американско-украинскому инвестиционному фонду) доступ к информации об инвестиционных возможностях и преимущественных правах на участие в проектах по добыче. Это может ограничить свободу Украины в выборе контрагентов или стратегии использования ресурсов, особенно если у американского партнера будет фактический контроль над ключевыми решениями.
Риск зависимости от американских инвесторов. Соглашение акцентирует внимание на привлечении инвестиций, в частности от американских компаний, до добычи полезных ископаемых, энергетики и связанных технологий. Это может привести к концентрации иностранного капитала в стратегических секторах, что потенциально ослабит позиции украинских компаний и государства в долгосрочной перспективе.
Ограничения на сотрудничество с другими партнерами. Соглашение требует, чтобы лицензии на добычу включали положения, запрещающие предоставлять третьим сторонам более выгодные условия, чем Партнерству. Это может ограничить возможности Украины сотрудничать с другими странами или инвесторами (например, из Китая или Ближнего Востока), если они предложат лучшие условия.
Финансовые и экономические ловушки
Налоговые льготы и потеря бюджетных поступлений. Соглашение освобождает доходы Партнерства от любых налогов, сборов или других взысканий в Украине. Это может привести к значительным потерям для государственного бюджета, особенно если Партнерство будет получать значительные доходы от добычи природных ресурсов или других проектов. К примеру, «Согласованный с Украиной Доход» (50 % роялти и лицензионных платежей) передается Партнерству, но не гарантирует, что эти средства вернутся в экономику Украины.
Риск валютных ограничений. Соглашение предусматривает свободную конвертацию гривны в доллары и трансграничные переводы для Партнерства. Однако в условиях военного положения или экономической нестабильности (например ухудшение платежного баланса) Украина может ввести ограничения на эти операции после консультаций с США. Если такие ограничения будут введены, Украина обязана возместить ущерб Партнерству, что может создать дополнительную финансовую нагрузку на бюджет.
Неравенство вкладов сторон. Соглашение отмечает, что взнос Украины включает «Согласованный с Украиной Доход» (роялти и платежи от новых лицензий), тогда как вклад США может расти за счет оценочной стоимости военной помощи. Это создает риск, что вклад Украины будет более ощутимым в финансовом плане, тогда как вклад США может быть частично номинальным, без реальных денежных инвестиций.
Юридические и политические вызовы
Преимущественная сила Соглашения над украинским законодательством. В случае несоответствия между украинским законодательством и Соглашением последняя будет иметь преимущественную силу. Это может ограничить возможности Украины адаптировать свое законодательство к новым вызовам или потребностям (например, в рамках интеграции в ЕС). Кроме того, Украина не может ссылаться на внутреннее законодательство для оправдания невыполнения Соглашения, усиливающего юридическую ответственность.
Обязательства по правовой стабилизации. Правительство Украины обязано принимать и обеспечивать выполнение законодательства для реализации Соглашения.
Риск конфликта с обязательствами перед ЕС. Соглашение признает намерение Украины избегать конфликтов с обязательствами перед ЕС, но предусматривает только консультации в случае возникновения новых обязательств, связанных с вступлением в ЕС. Это может усложнить гармонизацию украинского законодательства с европейскими стандартами, если требования Соглашения будут противоречить нормам ЕС.
Практические трудности
Риск общественного недовольства. Предоставление Партнерству преимущественных прав на инвестиционные возможности и освобождение от налогов может восприниматься обществом как уступка иностранным интересам, особенно на фоне чувствительности к суверенитету и природным ресурсам. Это может привести к протестам или политической нестабильности.
Зависимость от американской поддержки. Соглашение подчеркивает стратегическое партнерство с США, однако его реализация может усилить зависимость Украины от американской финансовой и политической поддержки. Смена администрации в США или политических приоритетов может повлиять на выполнение Соглашения, оставив Украину в уязвимой позиции.
Риск коррупционных скандалов. Хотя Соглашение отмечает прозрачность и подотчетность, механизмы контроля за деятельностью Партнерства не детализированы. Это может создать возможности коррупции, особенно в сфере выдачи лицензий или распределения доходов.
Отсутствие детализации Соглашения об ограниченном партнерстве. Многие ключевые аспекты (например, процедуры распределения доходов, права на покупку добычи, механизмы привлечения капитала) отнесены к Соглашению об ограниченном партнерстве, которое не является частью этого документа. Это создает неопределенность реальных условий сотрудничества и может привести к невыгодным для Украины договоренностям на этапе заключения этого соглашения.
Риск задержек в реализации. Соглашение требует ратификации Верховной Радой Украины, что может быть усложнено из-за политических разногласий или бюрократических процедур. Задержки вступления в силу могут откладывать инвестиции и восстановление.
Ограничения во время военного положения. Соглашение отмечает, что конвертация валюты и трансграничные переводы будут регулироваться отдельно во время военного положения и в течение трех месяцев после его отмены. Это может осложнить операционную деятельность Партнерства в условиях войны.
Риски, связанные с разрешением споров
Ограниченные механизмы разрешения споров. Соглашение предусматривает разрешение споров путем консультаций, но не содержит четких механизмов арбитража или обращения в международные суды. Это может поставить Украину в более слабую позицию в случае конфликта с американской стороной, учитывая большие ресурсы США для юридической защиты.
Риск финансовых санкций. В случае невыполнения Украиной обязательств (например, из-за валютных ограничений или законодательных изменений), Соглашение предусматривает возмещение ущерба Партнерству.
Дмитрий Буданов заключает, что основные вызовы включают ограничение суверенитета над природными ресурсами, финансовые потери из-за налоговых льгот, юридические конфликты с обязательствами перед ЕС, общественное недовольство и неопределенность в условиях Соглашения об ограниченном партнерстве. Для минимизации рисков Украине юрист предлагает:
- Обеспечить прозрачный контроль деятельности Партнерства и четкое распределение доходов.
- Провести юридический аудит Соглашения на соответствие обязательствам ЕС.
- Настоять на детализации условий Соглашения об ограниченном партнерстве до ратификации.
- Разработать механизмы защиты от финансовых санкций и четкий арбитражный процесс.
- Проводить информационные кампании по обеспечению общественной поддержки.
Больше новостей читайте на GreenPost.







