Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Новости
  • Эко
  • Лес
  • Вызывающее выделение земельных участков в Киеве: "Дипломатический дерибан" или предательство интересов общества

Вызывающее выделение земельных участков в Киеве: "Дипломатический дерибан" или предательство интересов общества

Ранее на этом участке существовала натурная площадка киностудии им. Довженко

6 мин на прочтение01 Февраля 2024, 16:21
Дипломатический дерибан в Киеве Дипломатический дерибан в Киеве
Поделиться:

Урочище "Оболонь" в Киеве стало свидетелем серьезных нарушений правопорядка при предоставлении земельных участков в аренду. Хозяйственный суд Киева (далее - суд) по делу №910/11561/23 пришел к выводу, что процесс передачи земельных прав в пользование для дальнейшей застройки на площади более 40 гектаров сопровождался недостатками и нарушениями публичного порядка. Эти действия Киевского городского совета были признаны судом ничтожными и неосмотрительными, что оказало негативное влияние на интересы местной общины. В медиа это дело  было поименовано "дипломатическим дерибаном" (http://landschemes.tilda.ws/dniproriviera) и вызвало резонанс в обществе.

Ранее на этом участке существовала натурная площадка киностудии им. Довженко, где снимались фильмы, такие как "Легенда о княгине Ольге", "Макар следопыт", и был воспроизведен фрагмент Полтавской битвы для другого фильма режиссера Ежи Гофмана. Группа "Океан Эльзы" также снимала свой клип "911" на этом участке. Кроме того, здесь располагалась государственная конноспортивная школа, которая была уничтожена.

Суд установил, что первоначально эти земельные участки общей площадью более 138 га в урочище Оболонь на улице Богатырской к северу от залива Верблюд были переданы в пользование КП "Генеральная дирекция Киевской городской государственной администрации по обслуживанию иностранных представительств". Решением Киевского городского совета №693/853 от 10.07.2003 года было решено создать совместное украинско-американское общество, которое имело право на пользование этими 138 га для застройки, а инвестор должен был обеспечить проектную документацию и финансирование строительства объектов, ориентировочно стоимостью 100 млн долларов США.

Со стенограммой пленарного заседания городского совета при принятии решения о передаче земли можно ознакомиться по ссылке.

Другой участницей совместного общества стала американская компания, основанная за три месяца до принятия решения совета. Единственным участником этой американской компании была компания-резидент Белиза. В акте приемки-передачи имущества в уставный фонд были переданы права на земельный участок на сумму 51% уставного фонда этого общества.

Позже, с целью выполнения условий формирования уставного капитала, ООО "Днепровская Ривьера" заключило договоры аренды земли площадью более 40 га, передавая права на землю. После этого городские власти приняли решение выйти из числа учредителей общества путем решения от 16.03.2006 №194/3285 из-за невозможности внесения взноса в уставный фонд.

Итак, город лишился права на аренду земли для застройки и своих корпоративных прав в этом обществе. В дальнейшем, земельные участки были разделены, и только на одном из них (площадью 8,1 га) ООО "Днепровская Ривьера" получило около 3 тысяч квадратных метров недвижимости от застройщика Киевгорстрой.

В частности, суд пришел к следующим выводам:

«Киевский городской совет, как орган, который обязан действовать от имени и в интересах украинского народа – общины города Киева, распоряжаясь главным активом народа – правами на землю, должен действовать благоразумно и исключительно в интересах территориальной общины города Киева (с обеспечением наиболее эффективного использования предоставленных) ей территориальной общиной города Киева активов, в том числе земли).

При этом общеизвестен тот факт, что при застройке участка многоквартирными домами правопользователь такого участка исключительно за наличие у него права аренды участка с правом застройки получает от застройщика от 8 до 20% площадей в будущем объекте недвижимости (в зависимости от этажности объекта, местонахождения и особенностей участка). То есть правопользователь, не предпринимая никаких активных действий и не вкладывая дополнительных ресурсов (в т.ч. денежных), может получить объекты недвижимости только за сам факт заключения со строительной компанией договора о застройке (совместной деятельности, инвестировании и т.п.). Это порождает обоснованные сомнения в прозрачности процедуры передачи местным советом в аренду другим хозяйствующим субъектам земель жилой и общественной застройки, свободных от построенных на ней объектов.

Стоимость полученных площадей в будущем объекте недвижимости соразмерна стоимости земельного участка в случае ее выкупа у общины.

То есть в случае передачи в аренду земли под застройку, как правило, скрыто изменение бенецифиара получения стоимости принадлежащей народу, проживающему на территории города Киева, земельного участка от собственника к лицу, которое по решению Киевского городского совета получило право аренды такого участка под застройку.

В таких обстоятельствах городской совет, в любом случае выбирая между продажей и арендой таких участков, должен выбирать лучший для общества вариант.

Ответ на вопрос "почему территориальная община не должна получить большую выгоду от застройки принадлежащего ей земельного участка?" (наилучшим образом распорядиться активами общества, владельцем которого Киевсовет или отдельный депутат не является) должен ставить себе каждый депутат городского совета при решении вопроса аренды участка под застройку. Решение Киевского городского совета о предоставлении такого участка в аренду и соответствующий договор аренды должно соответствовать критериям разумного распоряжения имуществом народа и не иметь признаков очевидно неосмотрительных или расточительных решений.

Невыполнение Киевским городским советом должным образом своей обязанности действовать в интересах территориальной общины города Киева подрывает суть института местного самоуправления, не соответствует принципу народовластия и основам деятельности местного самоуправления, подрывает доверие населения к органам местного самоуправления и соответственно Государства в целом наносит территориальноой общине города Киева убытки (в том числе в форме упущенной выгоды), что, безусловно, нарушает публичный порядок, установленный Конституцией Украины (ст.ст. 5, 7, 13, 19, 140, 143)».

С содержанием решения можно ознакомиться по ссылке в Едином государственном реестре судебных решений. Это решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Также суд вынес отдельное решение, в котором требует от Киевского городского совета исправить выявленные по делу нарушения, повлекшие потерю территориальной общиной прав на указанные земельные участки и отсутствие доходов от застройки таких участков.

Суд сообщил Национальному антикоррупционному бюро Украины об обнаруженных действиях должностных лиц Киевского городского совета, КП "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств" и ООО "Днепровская Ривьера", которые могут свидетельствовать о возможных уголовных правонарушениях.

С содержанием отдельных постановлений можно ознакомиться по ссылкам здесь и здесь.

После этого важного судебного решения Киевский городской совет имеет возможность пересмотреть свои действия и принять меры по восстановлению общественных интересов и восстановлению доверия общества. Важно избегать подобных ситуаций в будущем и соблюдать прозрачные и справедливые процедуры при передаче земельных ресурсов для застройки. Только так можно обеспечить устойчивое развитие города и сохранить его ценные природные и культурные ресурсы для будущих поколений.

Больше новостей читайте на  Green Post.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.