Может наложить отпечаток на всю жизнь: гиподинамия у детей и его последствия
Относится к наиболее значимым негативным факторам, влияющим на ухудшение общего здоровья дошкольников.
Чем младше ребенок, тем более чувствительное влияние на него оказывают внешние факторы: среда, в которой растет и развивается малыш, режим дня, питание, сон и, безусловно, движение, физическая активность. Каждый из этих факторов имеет огромное значение для формирования крепкого иммунитета, физического и психоэмоционального здоровья ребенка.
Одним из наиболее значимых негативных факторов, влияющих на ухудшение общего здоровья дошкольников, является гиподинамия.
Ученая Наталья Карпович рассказала, к чему приводит недостаток двигательной активности у детей дошкольного возраста и как можно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону.
Мало движения – много проблем
Двигательная активность — ведущий природный фактор, оказывающий определяющее влияние на рост и развитие ребенка, совершенствует не только проворные, но и психические функции. Продолжительность двигательной активности дошкольника должна составлять не менее 2-3 часов в день, то есть время, которое ребенок должен проводить, бегая, прыгая, играя в подвижные игры, на прогулках и т.д. Но сейчас по разным причинам дети все меньше двигаются и бывают на свежем воздухе, все больше и чаще проводят время с гаджетами и электронными устройствами. Все это в конечном счете приводит к повышению зрительных, статических, нервно-психических нагрузок у детей.
По данным ВОЗ, недостаток физической активности в детском возрасте может стать причиной избыточного веса и ожирения, ухудшения состояния кардиометаболического здоровья (нарушение АД, дислипидемия, инсулинорезистентность), нарушений костно-мышечной системы.
Кроме того, гиподинамия отрицательно сказывается на состоянии психического здоровья и развитии когнитивных способностей: ребенок хуже учится, у него снижаются способности к целенаправленной деятельности, запоминанию, концентрации внимания, повышается раздражительность, перепады настроения.
Гиподинамия также одна из причин отклонений в физическом развитии, в частности появления избыточного веса и ожирения.
По данным Информационного бюллетеня ВОЗ, если в 1975 году распространенность ожирения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет достигала 4%, то в 2016 году она выросла до 18%. То есть можно констатировать, что сейчас избыточная масса тела или ожирение фиксируют у каждого 5-го ребенка и подростка, причем в равной степени это касается как девочек, так и мальчиков. Необходимо отметить, что ожирение в детском возрасте является фактором риска развития ожирения взрослых, представляя собой серьезную медико-социальную проблему во всем мире.
Мама, папа, я активная семья?
Следовательно, ситуация в контексте здоровья подрастающего поколения складывается не самым оптимистичным образом. Что делать?
Двигательная активность детей-дошкольников находится в прямой зависимости от образа жизни семьи.
Во время мониторинга почти 95% родителей отметили, что основным видом совместной активности с ребенком являются пешие прогулки, около 50% назвали велопрогулки, 30% - игровые виды спорта, 18% - плавание. Кроме того, по словам родителей, вместе с детьми они катаются на роликах, посещают веревочные городки и площадки с тренажерами.
С одной стороны, ситуация не выглядит такой уж удручающей. Но сам факт совместного активного времяпрепровождения мало о чем говорит. Это как раз тот случай, когда значение имеют и качество, и количество: то есть и вид физической активности, и ее продолжительность. Так вот большинство опрошенных родителей гуляют с детьми на улице в будние дни после того, как забирают детей из детского сада. И продолжительность прогулки в 42,4 % случаев составляет менее одного часа; 45,8 % опрошенных проводят время с детьми на свежем воздухе от одного до двух часов, и только 6 % семей гуляют более двух часов. В выходные дни родители проводят с детьми в активностях на свежем воздухе объективно больше времени: более двух часов гуляют 60% опрошенных, 35% - от одного до двух часов, остальные - меньше часа.
Таким образом, большую часть времени вне посещений детского сада дошкольники проводят внутри помещений дома.
По признанию родителей, они пытаются создать условия, чтобы ребенок и в помещении мог реализовать свои потребности в движении: у большинства есть мячи, в каждой 5-й семье — спортивный комплекс, многие имеют боксерскую грушу, турник, реже. гантели, скакалки, обручи, самокаты, эспандеры, тренажеры, массажные коврики, балансиры... Однако, по результатам опроса, в свободное время дома многие дошкольники предпочитают все же виды деятельности, не связанные с движением: в лучшем случае — развивающие и творческие занятия за столом (лепка, рисование, сборка пазлов и мозаик и т.п.) - 61%, спокойные игры за столом - 61%, спокойные игры за столом - 61%, спокойные игры с игрушками - 51%, использование электронных устройств - 36 ,5%.
Также, по результатам анкетирования, более трети детей 1-2 раза в неделю посещают дополнительные занятия, в том числе спортивные и танцевальные. Следует отметить, что среди детей, дополнительно занимающихся физкультурой или танцами, распространенность избытка массы тела вдвое ниже, как сравнить с детьми, не имеющими дополнительной физической активности.
Нет необходимости напоминать, что гармоничное физическое развитие и полезные привычки, сложившиеся в дошкольном возрасте, способствуют укреплению здоровья, легкой адаптации к школе и успешному обучению. Поэтому задача родителей — и, прежде всего, собственным примером — отвлечь детей от «экранов» и пассивного времяпровождения дома, организовать им условия для двигательной активности на свежем воздухе.
Больше новостей читайте на GreenPost.