16 ноября – Международный день толерантности. Как объяснить ребенку, что это такое
Более 12 лет 16 ноября мир отмечает Международный день толерантности.
Международный день толерантности – праздник, который отмечается 16 ноября во всем мире. Он был введен в 1995 году по решению ЮНЕСКО. Именно в этот день была принята Декларация принципов терпимости. В нем говорится о равенстве всех людей, независимо от их вероисповедания, этноса или цвета кожи.
Сегодня толерантность – яркий показатель степени демократичности каждого государства и одно из условий его развития. Политическая терпимость является основой для плодотворных международных отношений.
Для того, чтобы добиться успеха в собственной жизни, не тратить силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:
- быть готовыми к тому, что все люди разные – не лучше и хуже, а просто разные;
- научиться воспринимать людей такими, какие они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;
- ценить в каждом человеке личность и уважать его мысли, чувства, убеждения независимо от того, совпадают ли они с нашими;
- сохранять «собственное лицо», найти себя и в любых обстоятельствах оставаться собой.
Более 12 лет 16 ноября мир отмечает Международный день толерантности. В этот день по традиции в разных странах мира проводятся акции, направленные против экстремизма, различных форм дискриминации и проявлений нетерпимости.
Толерантность и дети
Может быть и такое, что ребенок не спрашивает о других культурах — это нормально.
«Если мы неожиданно возьмем ребенка, посадим, скажем: "Сейчас мы будем с тобой говорить о культурном разнообразии", - это будет не очень правильно. Если мы будем просто пытаться поговорить серьезно в любое время, когда нам заблагорассудится, ребенок может испугаться и даже стигматизироваться. Ребенок будет думать, что если мы так серьезно с ним говорим, то он что-то натворил», — говорит психолог центра образования «Оптима» Екатерина Гольцберг.
К тому же ребенок может не осознавать, что сталкивается с дискриминацией или травлей других детей, потому что просто не знает, что это такое. Так что можно начать разговор самому, на простых примерах.
«Мы можем рассказать какую-нибудь историю, где есть две героини, а потом, например, предложить представить, что одна из них была темнокожей, и спросить, изменилось ли что-то для ребенка в этой истории. Ничего. То есть ребенок может и сам делать выводы», — считает Екатерина.
В 8—12 лет ребенок уже тесно общается со сверстниками и может видеть примеры дискриминации своими глазами, к тому же он уже ясно понимает, что люди внешне могут отличаться. Здесь важно подчеркивать схожесть. Например, сказать: «У твоей одноклассницы рыжие волосы, но вы оба все равно увлекаетесь спортом».
Можно помочь своему ребенку осмыслить мысли и чувства на примере фильмов, спросив, что он думает о том, что увидел в кино, или о чем говорят его друзья. Это поможет вам выяснить, что ваш ребенок понимает в вопросе толерантности, чтобы вы могли восполнить пробелы фактами или подчеркнуть ценности, которые вы придерживаетесь в своей семье.
Признавайте и отмечайте отличия — если ребенок спрашивает о чьем-то цвете кожи, вы должны признать, что люди действительно выглядят иначе, но указать на черты, которые у нас общие.
Будьте открыты – ребенок должен понимать, что вы всегда ответите на его вопросы, поощряйте детей приходить к вам с ними. Если ваши дети указывают на людей, которые выглядят по-другому, не высказывайте недовольства, иначе они подумают, что эта тема табу.