Вверх
Дать отзыв

Ирина Лиштаба: «Украинцы получат целый список бесплатных лекарств. На это надо 5 млрд грн»

Национальная служба здоровья Украины хочет расширить список бесплатных лекарств.

17 мин на прочтение27 Августа 2020, 17:34
Ирина Лиштаба Ирина Лиштаба
Поделиться:

Уже несколько лет в Украине с переменным успехом действует программа реимбурсации. Это механизм, по которому пациенты получают лекарства в аптеках бесплатно или со скидкой, а государство потом возмещает этот недобор аптекам. Эксперт по реимбурсации лекарственных средств Национальной службы здоровья Украины Ирина Лиштаба рассказывает GreenPost о планах расширения программы «Доступные лекарства» на 2021 г. и дает советы по пользованию существующими возможностями.

Ирина Лиштаба. Последние два года занимается программой реимбурсации в Национальной службе здоровья Украины. Является экспертом по вопросам обеспечения лекарственными средствами. Восемь лет обучения посвятила изучению фармацевтического дела, и еще пять лет — управлению. Имеет многолетний опыт работы в фармацевтическом секторе.

Госпожа Ирина, НСЗУ заявляет о намерениях существенно расширить перечень доступных лекарств. Чего именно по мнению специалистов службы пока больше всего не хватает пациентам? Что именно предусматривает расширение программы?

Сейчас формируется программа медицинских гарантий на 2021 г. и мы хотим расширять программу реимбурсации. Прежде всего речь идет о препаратах, которые лечат заболевания, связанные с расстройствами психики и поведения. Например, шизофрения, эпилепсия, депрессия, тревожные состояния, мания и тому подобное. Также необходимо пополнить группу препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это важно для предупреждения возникновения повторных инфарктов и инсультов.

Как много людей в Украине страдают расстройствами психики и поведения?

Фото Олега Листопада

По последним данным, в стране есть около 300 000 пациентов, страдающих расстройствами психики и поведения. На самом деле, их количество значительно больше. У нас в обществе просто существует стигма (предвзятое отношение — ред.) к таким людям. Поэтому они не обращаются к врачу, боятся получить диагноз «психическое заболевание». Хотя есть данные, согласно которым около 30 % украинцев хотя бы раз в жизни страдали психическим заболеванием. Эта проблема достаточно распространена. И включение лекарственных средств в программу реимбурсации именно для этой группы заболеваний является весьма актуальным.

Также это важно для семей, в которых есть родные с такими расстройствами. Они смогут не волноваться из-за отсутствия денег на лекарства и ограниченй, связанных с уходом за такими больными. Сейчас нередко члены семей, в которых есть такие больные, вынуждены оставаться с ними дома. Когда пациенты смогут получать лекарства по программе реимбурсации, то у многих родителей, опекунов, родственников исчезнет такая необходимость.

А о сердечниках подробнее расскажете? Сегодня уже существует достаточно широкая программа по реимбурсации сердечно-сосудистых заболеваний, еще планируют ее расширить?

Да, действительно в «Доступные лекарства» входят лекарственные средства из группы сердечно-сосудистых заболеваний и это базовая терапия для лечения сердечной недостаточности, стенокардии, артериальной гипертензии. И расширение перечня лекарств из этой группы заболеваний другими лекарствами позволит большему количеству пациентов получать лекарства бесплатно или с незначительной доплатой, потому что чем больше перечень лекарств тем больше пациентов может охватить программа.

Каких именно лекарств не хватает в уже существующем списке?

Нужно расширять группу лекарственных средств, например, для разжижения крови или для снижения уровня холестерина. Вот сейчас, например, есть по 1–2 лекарственных средства ингибиторов АПФ, блокаторов кальциевых каналов (препараты для снижения давления с помощью определенных физиологических механизмов — ред.), А нужно чтобы были лекарственные средства для замены уже существующих. Чтобы и у врача, и у пациента был выбор — кому какой препарат больше подходит.

То есть, с одной стороны программа расширяется за счет препаратов, позволяющие какие-то дополнительные вещи улучшать, которых сейчас нет вообще, а с другой стороны расширяются группы уже существующих препаратов, выбор которых узкий?

Да. Потому что, например, есть лекарственные средства, являющиеся базовой терапией для предупреждения инсультов и инфарктов, например варфарин. Но он сейчас не входит в программу «Доступные лекарства». Инсульт и инфаркт это уже следствие, когда пациент не контролирует сердечно-сосудистое заболевание, это высокое давление или аритмия. Расширение перечня лекарственных средств позволит контролировать и предупреждать эти состояния.

Кто будет выписывать эти рецепты? Семейный врач или узкий специалист?

 

Сердечно-сосудистые заболевания успешно лечатся на первичном звене и их профилактика успешно проводится на первичном звене. Внедрение электронного рецепта в программу «Доступные лекарства» показало, что это удачная форма работы и в этом направлени можно двигаться. По психических заболеваниях сейчас эта программа моделируется, но, несмотря на законодательство, 99,9 % шансов, что выписывать эти лекарства будет лишь врач-специалист.

При сердечно-сосудистых заболеваниях это лекарственные средства рецептурного обращения. Без рецепта их тоже не получишь. Но с психическими заболеваниями все еще сложнее. Есть законодательство, регулирующее лечение психических заболеваний, там особые условия относительно персональных данных и там сложнее система, на некоторые лекарственные средства строгий учет. К тому же, нет еще готовности врачей первички вести эти состояния в полном объеме. Сердечно-сосудистые заболевания врачи первички могут вести и они это умеют делать качественно.

А система везде одинакова, во всех медицинских учреждениях? То есть везде это семейные врачи выписывают или там могут быть какие-то вариации уже на местах?

В программе реинбурсации правила едины и одинаковы для всех ее участников. То есть, все врачи первичного звена, а это семейные врачи, педиатры и терапевты, могут выписывать рецепты для своих пациентов. Хотя они и пользуются различными программными продуктами (компьютерными программами — ред.), но все они имеют единый перечень лекарств, которые могут выписывать и единые правила для пациентов.

Я почему спрашиваю, потому что я астматик, год назад пытался получить ингалятор по программе.

Какое название? Сальбутамол, будесонид?

Сальбутамол и другие лекарства. Семейный врач сказал, что вот если бы месяц назад обратились, я бы выписала, а сейчас раз в месяц принимает на дневном стационаре терапевт, всем выписывает эти рецепты. Я пришел, большая очередь, люди сидели целый день.

А у вас есть декларация?

Да, есть. Хотя у меня есть примеры успешной работы. Вот мой тесть спокойно получает, у него давление высокое. В селе живет, проблем никаких. Это успешный пример.

Очередь за рецептами на бесплатные лекарства в одной из поликлиник Киева. Июнь 2019 г. Фото Олега Листопада

В апреле прошлого года, когда мы запускались, были сложности у врачей, не все еще умели выписывать электронные рецепты.

Семейный врач тогда сказала: «Я выписывала до этого, а сейчас распоряжение по поликлинике». Вот так.

Никаких распоряжений нет, сальбутамол точно должны выписать.

Если бы только мне. Там сидели люди с другими заболеваниями. Огромная очередь.

Здесь нужно понимать, что программа «Доступные лекарства» не единственный источник получения бесплатных лекарств для пациента. Также есть местные программы, лекарства согласно постановлению 1303. Это то, что финансируется за счет местных бюджетов. Но сердечные-сосудистые и лекарства от астмы и диабета, которые входят в программу «Доступные лекарства» выведены из-под действия других программ. На сегодня у нас точно не может быть повторения ситуации годичной давности, которую Вы описали. Обратитесь сейчас к вашему семейному врачу. Программа без проблем работает всей стране, более 20 000 врачей выписывают рецепты.

Что расширение программы даст пациентам, какие преимущества? Можем подробнее об этом поговорить?

Для пациента это, прежде всего, возможность получить лекарства бесплатно или с незначительной доплатой.

Можно какие-то примеры? О каких суммах идет речь? Сколько они экономят?

Те пациенты, которые пользуются программой реимбурсации, например, люди старше 65 лет, экономят около 12 % своей минимальной пенсии, которую они получают. Родители детей до 5 лет экономят около 65 % минимального дохода на ребенка. И это ежемесячно такая сумма. Почему такая большая сумма для детей, потому что у детей преимущественно астма. А там очень дорогостоящие лекарства и родителям, например, если они получают будесонид, надо было бы платить около 600 грн за упаковку. В месяц нужна не одна упаковка, а около двух, зависит от того, как протекает заболевание. И для родителей это существенная сумма. Поэтому программа имеет целью не только лечить заболевания, помогать пациентам придерживаться плана лечения, получать лекарства непрерывно, быть настроенным на лечение. Ее цель также — снизить финансовое бремя на пациента, сделать лекарства более доступными для него. В этом году на программу реимбурсации выделено 2 млрд, в следующем году мы просим больше финансирования.

Насколько больше?

Сейчас идут расчеты, ожидаем какой «потолок» нам даст Минфин. На программу реимбурсации на следующий год мы просим около 5 млрд грн.

То есть в 2,5 раза больше нынешнего бюджета?

Там значительно больший перечень лекарств, потому что хотим, как уже рассказывала, помочь людям и с другими болезнями.

А инфляция закладывается в эти расчеты?

Да, в программе медицинских гарантий на 2021 г. учтена инфляция на уровне официальных данных.

Из этих двух миллиардов, которые на этот год, сколько средств освоено, сколько получено, сколько на счетах НСЗУ?

У нас нет цели освоить средства. Наша главная цель — обеспечить большее количество пациентов качественными и эффективными лекарствами. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы программа работала эффективно и решала поставленные перед ней задачи. А это повышение финансовой защиты пациентов и контроль неинфекционных заболеваний. В этом году уже отпущено лекарств на более чем 600 млн грн.

Когда программа перешла к НСЗУ, удалось решить большую проблему — проблему своевременного финансирования.

А как было раньше?

Ранее программа финансировалась из субвенций на уровне местных бюджетов, то есть в каждом районе, области, городе отдельно. Одни районы были недофинансированы, другие перефинансированы, пациентам не хватало лекарств, у них в конце года были проблемы, они не могли получить лекарства, потому что не было денег. Когда нет денег на возмещение аптеки не отпускают лекарства.

Как это — финансирование по субвенции, которая была в апреле 2019? Есть общий бюджет, и есть около тысячи распорядителей средств низшего уровня. Вся эта субвенция таким тонким слоем размазывалась по тысяче распорядителей. По какому принципу делились эти деньги — понять сложно. Я слышала несколько версий: по заболеваниям и по количеству больных. Но пациенты, которые нуждаются в этих лекарствах, мигрируют, переезжают. Как и всегда, в конце года не хватало средств, программа выключалась на уровне указаний местных властей или руководителей медицинских учреждений. Или еще хуже, аптека снимала с двери наклейку об участии в программе или вешала объявления об отсутствии лекарств по программе.

В конце 2019 г. впервые программа не выключилась и пациенты смогли непрерывно получать свои лекарства. У нас стоит одна большая валидация (проверка, подтверждение — ред.) в системе, она настроена на отключение выписок рецептов, если заканчиваются деньги на их возмещение. Такое требование законодательства. Но это не просто нажать кнопку и выключить, перед тем, как выключить программу, существует огромный механизм. Он расписан, выверен с каждым участником, у каждого есть своя роль. Если мы видим за два месяца, что у нас не хватает денег, то мы принимаем все меры, чтобы дофинансировать программу, чтобы не допустить этого отключения.

Как сейчас это выглядит этот механизм? Например, прошел месяц. Пришли люди в аптеки, получили лекарства, кого проинформировали аптеки о том, что они потратили, куда они отправляют свои заявки на реимбурсацию?

Пациент получил электронный рецепт. Для пациента это смс-сообщение, содержащее номер рецепта и код подтверждения. Пациент выбирает любую аптеку и идет в нее. Аптека отпустила лекарства, зафиксировала выбор пациента в системе и наложила на этот выбор электронную подпись. Этот рецепт попал в центральный компонент нашей единой базы. Два раза в месяц, 16 числа и первого числа автоматически формируются отчеты за две недели. Когда отчеты сформировались, аптека может их проверить и направляет к нам. После того, как этот отчет поступает к нам, мы его обрабатываем и в течение 3–4 рабочих дней аптека получает деньги за отпущенные лекарства. Это очень быстро.

Ваше прогнозирования достаточно совершенное для того, чтобы предсказать, сколько средств будет потрачено в каждом следующем месяце? Сбоев не было?

Да, и мы постоянно его совершенствуем. До конца года программа профинансирована в полном объеме, проблем не должно быть.

На счета казначейства пришла эта сумма и лежит или просто там есть какой-то абстрактный мешок денег, виртуальный, и каждый раз вы из него берете?

Я не эксперт в этом вопросе. Но казначейство ведь не берет деньги из воздуха, это налоги наши с вами и они поступают помесячно.

Вдруг все решат перестать платить налоги, тогда будет проблема?

Тогда у всех будут проблемы не только у нас.

Поговорим о делах сегодняшних. Чем может похвастаться программа, какие вы увидели действительно важные сдвиги за последний год? То есть, что позволяет сказать, что это расширение улучшит жизнь людей, пациентов, их родственников?

Прежде всего, мы внедрили электронный рецепт, который нам позволил решить многие проблемы и открыть новые возможности для пациента. Над этим мы работали шесть месяцев. Второе — это электронный договор для аптечного учреждения. Это, на первый взгляд, менее ощутимо для пациента, но на самом деле очень важно. Единственный плательщик — НСЗУ и электронный договор с аптекой позволил пациенту получать лекарства в любом населенном пункте, где ему удобно. Мы видим, что есть случаи, когда родные, которые учатся или проживают в Киеве или городах, получают смс-ку от родителей, получают по ней лекарства и привозят им их, когда приезжают погостить. Электронный рецепт стал мобильным. Сейчас, в период коронавирусной инфекции, для пациентов это очень важно. Чтобы получить его, не нужно идти к врачу первички, можно просто позвонить. Все просто, врач выписал электронный рецепт, эсэмэска поступила на телефон.

Но это для людей, имеющих декларацию, которые не впервые обращаются, которых врач знает?

Конечно. Сейчас заключено более 30 млн деклараций. Врач знает пациента, он может ему выписать электронный рецепт без визита. Смс-ку передали родственникам, те пошли в аптеку и получили лекарства. Например, я получала лекарства для родителей мужа, мне прислали сообщение, я пошла в удобную аптеку, заказала их и получила. Это очень удобно. Программа не только пациентам интересна, она интересна и аптекам. Сейчас более 8300 аптек, это около 40 % аптек в Украине, участвующих в этой программе, они подключаются и отпускают лекарства.

Можете сказать где более, где менее успешно идет в регионах эта работа с электронными рецептами, с аптеками? Какие есть различия? И где люди могут получить информацию?

Различия, конечно, есть. Но они не значительны и зависят от особенностей региона. Так, например, предсказуемо наибольшее количество рецептов выписывается именно в Днепропетровской области, потому что в ней проживает наибольшее количество населения. Соответственно, и большее количество людей пользуется программой реимбурсации.

Достаточно существующей аптечной сети? Или желательно было бы ее расширить? Или она, наоборот, слишком большая?

Нельзя сказать, что слишком большая. Важна географическая доступность и чем ближе аптека находится к учреждению здравоохранения, тем лучше. У нас есть данные, что около 70–75 % рецептов отоваривается в аптеках на расстоянии не более двух километрах от места их контроля. Врачи первички находятся максимально близко к аптеке, которая может отпустить лекарства. И это хорошо, что пациент не ездит, не ищет аптеку с «Доступными лекарствами». Есть еще одна особенность, характерная именно для лета. Это увеличение расстояния между местом выписки рецепта и местом его погашения. Например, пользователь программы реимбурсации «Доступные лекарства» с Буковины получил лекарства в Бердянске. И таких примеров множество.

Можно зайти на ваш сайт и посмотреть кто сколько выписывает?

Да, конечно. У нас на сайте есть много информации о ходе программы. Это и об аптеках, и о рецептах, и о самих лекарствах. Мы всегда с радостью приглашаем переходить в раздел «Е-данные». Там очень много полезной и актуальной информации.

Но все же, пожалуй, людям интереснее электронная карта аптек?

Да, она пользуется спросом. Пациенты видят, где они могут получить лекарства.

А если у кого-то нет Интернета?

Можно позвонить в наш контакт-центр по бесплатному номеру 1677 и оператор Call-центра подскажет, какая аптека ближайшая к пациенту. Операторы предоставляют абсолютно всю информацию, необходимую пациенту.

Что-то хотите добавить важного?

Чтобы пациенты не забывали лечиться, принимали лекарства, обращались к семейному врачу. У кого нет декларации — выберите своего врача, подав декларацию, потому что декларация — это вход в систему. Получить гарантированный пакет, кроме экстренных случаев, можно только по декларации, так же, как и «Доступные лекарства».


По программе реимбурсации «Доступные лекарства» пациенты могут получить бесплатно или с незначительной доплатой лекарственные средства (ЛС) от сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы и диабета II типа. Потому что именно от этих болезней чаще всего умирают украинцы или качество их жизни существенно снижается. Эти заболевания можно эффективно лечить на амбулаторном уровне.

Сейчас в программу реимбурсации «Доступные лекарства» входит 246 лекарственных средств, а количество бесплатных лекарств составляет 85 позиций.

Из 246 лекарственных средств в обновленном перечне «Доступные лекарства»:

  • 200 ЛС для лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
  • 48 — диабета II типа;
  • 15 — бронхиальной астмы
  • 1 — для лечения ревматических болезней.

Уже более 2,3 млн пациентов в Украине получили свои «Доступные лекарства», а это 17 млн ​​электронных рецептов.

Каждый день около 2000 человек впервые получают «Доступные лекарства» по электронным рецептам. В частности, за последние 24 часа таких людей — почти 2300. Поэтому, если вам нужны лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы, или диабета II типа — обратитесь к своему семейному врачу.

Детальный алгоритм получения электронного рецепта на «Доступные лекарства» здесь https://bit.ly/37Fv4O5.

Полный список лекарственных средств, участвующих в программе «Доступные лекарства», можно посмотреть по ссылке https://bit.ly/2ZY4Y72.

Найти ближайшую аптеку поможет карта на сайте НСЗУ: ​​ https://nszu.gov.ua/e-data/dashboard/pharmacy-map.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Здоровье