Вверх
Дать отзыв

Ученые объяснили, почему нельзя шлепать детей

Это исследование — первый шаг на пути к дальнейшему междисциплинарному анализу потенциального влияния пощечин и других телесных наказаний на развитие мозга.

3 мин на прочтение21 Апреля 2021, 16:36
Ученые объяснили, почему нельзя шлепать детей Ученые объяснили, почему нельзя шлепать детей
Поделиться:

Ученые из Гарварда предупредили об опасности физических наказаний для детей — даже пощечины могут приводить к изменениям в мозге, которые вызывают депрессию, тревожные расстройства и расстройства поведения. Исследование было опубликовано в журнале Child Development.

Как отмечают авторы исследования, телесные наказания связаны с развитием тревожных расстройств, депрессией, поведенческими проблемами и тягой к употреблению психоактивных веществ.

Последние исследования также показывают, что примерно половина родителей (в частности, среди американцев) били своих детей в течение года, а треть — на прошлой неделе. Однако связь между шлепками и мозговой активностью ранее не изучали.

«Мы знаем, что у детей, в семьях которых применяют телесные наказания, чаще развиваются тревога, депрессия, отклонения в поведении и другие проблемы с психическим здоровьем, но многие люди не считают пощечины формой насилия, — говорит Кэти Маклафлин, ведущий автор исследования. — В этом исследовании мы хотели изучить, влияют ли пощечины на развитие мозга».

Маклафлин и коллеги проанализировали данные крупного исследования, посвященного развитию детей, сосредоточившись на 147 детей 10–11 лет, которых наказывали шлепками, и контрольной группе, в которой не применялись физические наказания. Находясь в магнитно-резонансном томографе, дети смотрели на фотографии актеров, с нейтральным выражением лица или боялись. Томограф фиксировал активность мозга, которая возникла в ответ на то или иное лицо, а исследователи сравнивали работу мозга обеих групп. У детей, которых били, наблюдалась более выраженная активация некоторых участков префронтальной коры, чем у тех, которых не били

Более того, ученые не нашли значимой разницы в реакции мозга детей, которых били, и детей, которые подвергались в семье насилию.

«Хотя мы, возможно, и не считаем телесные наказания формой насилия, с точки зрения того, как реагирует мозг ребенка, разницы нет», — говорит Маклафлин.

Это исследование — первый шаг на пути к дальнейшему междисциплинарному анализу потенциального влияния пощечин и других телесных наказаний на развитие мозга и жизненный опыт детей, отмечают авторы работы.

«Эти результаты согласуются с прогнозами потенциальных последствий телесных наказаний, сделанными в других областях — в психологии развития, социальной работе, — говорит Джордж Куартас, соавтор исследования. — Определив особенности работы мозга, связанные с последствиями телесных наказаний, мы можем говорить, что такой вид наказания может быть губительным для детей, и у нас есть больше возможностей для его изучения».

Эксперты убеждены, что важно учитывать — телесные наказания не одинаково влияют на каждого ребенка, и дети, сталкиваясь с проблемами, могут быть стойкими. И надеются, что эти выводы могут подтолкнуть семьи к отказу от телесных наказаний, откроют людям глаза на потенциальные негативные последствия, о которых они раньше не задумывались.

Крики и другие грубые методы воспитания тоже вредят развитию детского мозга, предупреждают исследователи Монреальского университета. Они выяснили, что дети, которых трясли и били, на которых кричали и срывали злость, до 12–16 лет имели меньший объем миндалевидного тела и префронтальной коры по сравнению со сверстниками, которые не сталкивались с таким поведением со стороны родителей.

К таким же последствиям приводят сексуальное и физическое насилие, отмечают ученые.

Видимо, для мозга ребенка нет разницы — на все проявления грубости и угрозы он реагирует изменениями, которые в будущем повышают риск расстройств психики.

Напомним, медики объяснили, какой способ приготовления пищи сохраняет больше витаминов и полезнее для здоровья.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.