- Главная
- Новости
- Расследования
- Украинские предприятия массово игнорируют обязательный послепроектный мониторинг ОВОС. Минэкологии молчит
Украинские предприятия массово игнорируют обязательный послепроектный мониторинг ОВОС. Минэкологии молчит
Количество предприятий, которые получили долгожданный вывод, и игнорирующих вопрос послепроектного мониторинга растет с каждым месяцем.
Наша редакция постоянно следит за реализацией Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», который был принят во исполнение Соглашения об ассоциации с ЕС. Это первый европейский закон в природоохранной сфере.
При создании нового Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в июне 2020 г. этому направлению было уделено особое внимание.
По крайней мере, об этом свидетельствует структура министерства, в частности созданный Департамент экологической оценки и контроля. В его подчинение вошли следующие отделы: ОВОС, СЕО, формирование государственной политики в области экологического контроля, послепроектного мониторинга и участия общественности. Всего 21 штатная единица.
Основным тезисом ЗУ «Об оценке воздействия на окружающую среду» является предотвращение ущерба окружающей среде, обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, в процессе принятия решений об осуществлении хозяйственной деятельности, деятельности которая может оказать значительное влияние на окружающую среду, с учетом государственных, общественных и частных интересов.
Однако пока этот закон не работает в полном объеме, ведь многие субъекты хозяйствования, деятельность которых подпадает под процедуру проведения оценки воздействия на окружающую среду, не соблюдают порядка и сроков ее проведения, или же вообще их игнорируют.
В результате страдает не только окружающая среда, но и, очевидно, происходят злоупотребления служебным положением должностными лицами государственных органов, предприятий различных форм собственности и, конечно, все дает основания для организации коррупционных схем.
Что по этому поводу написано в законе?
Согласно статье 3В «Об оценке воздействия на окружающую среду» осуществление оценки воздействия на окружающую среду является обязательным в процессе принятия решений об осуществлении планируемой деятельности, определенной частями второй и третьей настоящей статьи. Такая планируемая деятельность подлежит оценке воздействия на окружающую среду до принятия решения о проведении планируемой деятельности, а часть четвертая этой же статьи запрещает начинать производство вышеуказанной планируемой деятельности без оценки воздействия на окружающую среду и получения решения о проведении планируемой деятельности.
Согласно части шестой статьи 9 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» вывод по оценке воздействия на окружающую среду предоставляется субъекту хозяйствования бесплатно в течение 25 рабочих дней со дня завершения общественного обсуждения, а в случае осуществления процедуры оценки трансграничного воздействия — со дня завершения этой процедуры и утверждения решения об учете результатов оценки трансграничного воздействия на окружающую среду. К выводу об оценке воздействия на окружающую среду прилагается отчет об общественном обсуждении.
Статьей 15 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» определено, что правонарушениями в сфере оценки воздействия на окружающую среду являются, в частности, осуществление планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, без проведения такой оценки и получения решения о проведении планируемой деятельности. Лица, виновные в нарушении законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности.
Что предприятие получает взамен?
Проанализировав Единый реестр по оценке воздействия на окружающую среду и реестр разрешений на выполнение строительных работ, в июле 2020 велся Госархстройинспекцией, сразу бросается в глаза ряд возможных нарушений процедуры оценки воздействия на окружающую среду, а именно: осуществление планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающей среды, без такой оценки и получения решения о проведении планируемой деятельности.
Какие последствия?
Такие действия непосредственно угрожают жизни и здоровью людей, окружающей среде, биоразнообразию, и в целом — противоречат действующему законодательству Украины.
Также большинство предприятий Украины, которые в период с 2018 до 2020 года получили выводы по ОВОС, вместе с выводами получили обязательства осуществлять послепроектный мониторинг, как указано в шестом пункте вывода по ОВОС.
Количество предприятий, получивших долгожданный вывод, и обходящих вопрос послепроектного мониторинга растет с каждым месяцем.
Хотим обратить внимание на то, что указано в Законе Украины «Об ОВОС» по поводу послепроектного мониторинга.
Согласно части второй статьи 9 Закона заключение по оценке воздействия на окружающую среду является обязательным для исполнения. Экологические условия осуществления планируемой деятельности, указанные в части пятой, являются обязательными.
Вместе с тем согласно части первой статьи 13 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», если это предусмотрено выводом по оценке воздействия на окружающую среду, предприятие обеспечивает осуществление послепроектного мониторинга с целью выявления любых разногласий и отклонений в прогнозируемых уровнях воздействия и эффективности мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и его уменьшения. Порядок, сроки и требования к осуществлению послепроектного мониторинга определяются в заключении по оценке воздействия на окружающую среду. По результатам послепроектного мониторинга, при необходимости, субъект хозяйствования и уполномоченный территориальный орган, а в случаях, определенных частями третьей и четвертой статьи 5 Закона, — уполномоченный центральный орган согласовывают принятие дополнительных мер и действий по предупреждению, избеганию, уменьшению (смягчению), устранению, ограничению влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Деятельность предприятий временно запрещается (останавливается) в случае нарушения законодательства в сфере оценки воздействия на окружающую среду, в частности в случае несоблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности, эксплуатации объектов, других вмешательств в среду и ландшафты, в том числе экологических условий, предусмотренных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду, решении о проведении планируемой деятельности и проектах строительства, расширения, перепрофилирования, ликвидации (демонтажа) объектов, — до момента обеспечения выполнения таких экологических условий (часть вторая статьи 16 Закона Украины «об оценке воздействия на окружающую среду»). Кроме того, нарушение процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду, безосновательное и необоснованное неучет или ненадлежащее учета результатов участия общественности, другие нарушения законодательства в сфере оценки воздействия на окружающую среду являются основаниями для отмены заключения по оценке воздействия на окружающую среду и решение о проведении планируемой деятельности в судебном порядке (часть вторая статьи 12 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду»).
Однако Минэкологии, несмотря на функции и задачи, возложенные на него и утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов» от 25 июня 2020 г № 614, а также имея в структуре министерства отдел послепроектного мониторинга и участия общественности не принимают меры по реагированию с целью предотвращения ущерба окружающей среде, а также экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Минэкологии не исправляли ни одного иска в суд об отмене или приостановлении вывода по ОВОС.
Это что? Халатность или бездействие центрального органа государственной власти? Или нарушение прав, свобод и интересов человека и гражданина, охраняемых законом, в частности, права каждого гражданина на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду, предоставленного статьей 9 раздела II Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Юристами «Грин Пост» поданы заявления в правоохранительные органы, ждем реакции. Продолжение следует...