Углеродный щит ЕС: украинский бизнес готовится к новой эре экспорта
Рассмотрение законопроектов по эконалогу на биотопливо может стать ключом к сохранению конкурентоспособности украинских производителей на рынке Европейского Союза.

Европейский Союз, в рамках своей стратегии "Зеленый курс", уже давно использует экологические инициативы не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки собственных производителей. Одним из ключевых инструментов является освобождение от налога на выбросы CO₂ при использовании биомассы, что стимулирует переход на возобновляемые источники энергии.
Сейчас в Украине на рассмотрении находятся два важных законопроекта (№9596 и №9597), которые также предусматривают освобождение предприятий от экологического налога за выбросы CO₂ при использовании биотоплива. Ассоциация профессионалов окружающей среды PAEW поддерживает эти инициативы, считая их важным шагом для обеспечения конкурентоспособности украинских производителей на рынке ЕС.
Однако, как отмечают эксперты, существуют определенные расхождения между этими законопроектами и действующими европейскими и украинскими нормами. В частности, европейское законодательство уже предусматривает нулевой коэффициент выбросов для биомассы независимо от того, используется ли она как единственный вид топлива, или в смеси. Это стимулирует более активный переход предприятий на возобновляемые источники энергии.
Ситуацию осложняет то, что ЕС уже с октября 2023 года ввел так называемый "налог на углерод" (СВАМ) - механизм пограничной углеродной корректировки. Этот механизм предусматривает дополнительные платежи для товаров, ввозимых из стран, где выбросы CO₂ облагаются налогом по более низким ставкам, чем в ЕС. Если Украина не сможет создать аналогичные благоприятные условия для своего бизнеса, отечественные товары рискуют потерять свою конкурентоспособность на европейском рынке.
В Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW, поддерживая в целом законопроекты №9596 и №9597, обращают внимание на их неполное соответствие европейскому законодательству, включая Директиву ЕС об установлении системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и Директиву о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников (RED II). Эти документы четко определяют нулевой уровень выбросов для биомассы без разделения на ее частичное или полное использование.
С целью гармонизации украинского законодательства с европейскими нормами, обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и стимулирования перехода на возобновляемые источники энергии, PAEW уже обратилась к Правительству с рядом предложений. В частности, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс и Закон Украины "Об альтернативных видах топлива", четко определив понятие биомассы для целей налогообложения экологическим налогом и создав реестр установок, использующих биотопливо, которое соответствует критериям устойчивости согласно Директиве RED II.
В Ассоциации отмечают, что применение нулевой ставки налога для выбросов CO₂ от сжигания биомассы должно касаться независимо от ее доли в топливе, при этом выбросы от ископаемой фракции топлива должны облагаться налогом в полном объеме. Такой подход позволит стимулировать даже частичный переход на биотопливо, что является важным шагом для малого бизнеса. В то же время, для тяжелой промышленности, которая не может полностью перейти на биотопливо из-за недостаточности тепловой энергии, необходимы другие механизмы поддержки "зеленого" перехода.
Принятие системных решений в сфере финансовой поддержки использования биомассы, путем полного освобождения соответствующих выбросов от налогообложения, является критически важным для того, чтобы украинская продукция оставалась конкурентоспособной на европейских и мировых рынках в условиях действия"углеродного щита" ЕС.
Больше новостей читайте на GreenPost.







