Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Новости
  • Новый закон о налогообложении моряков: между легализацией и риском потери конкурентоспособности

Новый закон о налогообложении моряков: между легализацией и риском потери конкурентоспособности

Законопроект возлагает ответственность за информирование налоговой на самого моряка.

3 мин на прочтение01 Августа 2025, 10:46
Фото: USM Фото: USM
Поделиться:

В конце июня в Верховную Раду были внесены законопроекты, предлагающие ввести специальный режим налогообложения для украинских моряков. Инициатива направлена на решение давней проблемы "теневых" доходов, однако отраслевые специалисты указывают на ряд потенциальных рисков, которые могут нивелировать положительные намерения, говорится в материале USM.

Суть предложения

Основная идея законопроектов - предоставить морякам, работающим за границей более 183 дней в году, возможность добровольно стать на налоговый учет. Их правовой статус предлагается приравнять к самозанятым лицам. В рамках этого режима они смогут платить налоги в Украине, а взамен будут получать, среди прочего, право на отсрочку от мобилизации.

Налоговая нагрузка и социальные гарантии

Наиболее дискуссионным остается вопрос налоговых ставок. Эксперты отмечают, что полная налоговая нагрузка, которая может включать 18% НДФЛ, 5% военного сбора и 22% ЕСВ, станет шоком для отрасли, работники которой за годы войны не стали богаче. Такой подход, по их мнению, мгновенно отвлечет моряков в поисках других вариантов легализации.

В то же время, в экспертных кругах положительно оценивают идею справедливой ставки, которая могла бы стать компромиссом между интересами государства и моряков и стимулировала бы добровольную уплату.

Статус самозанятого лица также создает неопределенность в социальной защите. Моряки не получат автоматического доступа к пенсионному стажу или больничным, если не будут платить ЕСВ добровольно. При этом система страхования от судовладельца обычно покрывает только период контракта.

Отсрочка от мобилизации

Хотя возможность получить отсрочку декларируется как одно из преимуществ, специалисты относятся к этому скептически. Многие моряки, кто имел возможность, уже организовали свою работу за пределами Украины. Кроме того, остается непонятным механизм действия отсрочки и ее сроки, а жесткие критерии, такие как пребывание в Украине не более 183 дней, сложно выполнить из-за специфики работы.

Ответственность и риски для конкурентоспособности

Законопроект возлагает ответственность за информирование налоговой на самого моряка, даже если компания-посредник не выполнила свои обязанности. Эксперты считают такой подход несправедливым, ведь моряки часто не имеют влияния на действия крюинговых агентств. Это может отпугнуть людей от легализации.

Однако главный риск заключается в возможном падении конкурентоспособности украинских моряков на мировом рынке. Судоходные компании стремятся минимизировать бюрократию, и если украинское законодательство станет слишком сложным, они могут отдать предпочтение найму моряков из стран с более простыми налоговыми режимами, например, из Филиппин или стран Балтии.

По мнению специалистов, это может привести не только к тому, что моряки перестанут платить налоги, но и к тому, что они прекратят тратить заработанную валюту в Украине, поднимая экономику других стран. Таким образом, успех реформы зависит от баланса: система должна быть простой, прозрачной и с конкурентной ставкой, иначе вместо наполнения бюджета государство рискует потерять целый сегмент квалифицированных специалистов и финансовых поступлений.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.