В сентябре Киевский областной совет с подачи областной государственной администрации утвердил схему планирования Киевской области. На этой схеме область противоправным образом отбирает у столицы часть Святошинского района — Беличанский лес (НПП «Голосеевский»).
На днях эта история получила продолжение. Бучанский районный совет утвердил проект границ района. Интересной деталью является то, что в схеме увеличены границы поселка Коцюбинское с 87 до 3000 га. За счет нацпарка «Голосеевский» (участок Беличанского леса), который расположен вокруг поселка.
Мы попросили прокомментировать ситуацию эксглаву Коцюбинского Ольгу Матюшину.
— Ольга, что же происходит?
— Хочу напомнить, что такое уже было в 2008 году, когда Коцюбинский совет увеличил границы противоправным образом до 4500 га и щедро паевал на подставных лиц 600 участков. Годами общественные активисты вместе с прокуратурой обжаловали это в суде. Это была и есть тяжелая борьба.
Мы добились, чтобы границы Беличанского леса были вынесены в натуру согласно Указу президента Украины. Более 10 лет противостояния дерибанщиков, десяток сожженных машин защитников парка и многочисленные нападения на активистов. Ни одно преступление не расследовано до конца, виновные не наказаны. Также не привлечено к ответственности ни одно должностное лицо за дерибан-2008. Это вдохновило местных «слуг» в коалиции с местной ЕС и Батькивщиной, протянуть новую схему.
Что интересно, на новый проект землеустройства Коцюбинское, не состоятельное в финансовом плане, выделило 800 тыс. Бучанский совет принял этот трансферт раньше, чем он был выделен. Провел Коцюбинский совет это как изменения в бюджет, который не был обнародован должным образом, потому что с 2018 года Коцюбинский совет — это единственный совет в стране, дерзко уничтоживший сайт совета и не обнародующий ничего вопреки Закону.
— Какие меры Вы и ваши единомышленники предпринимаете, чтобы остановить этот беспредел?
— Мы обратились во все возможные инстанции. В частности, я направила обращение генеральному прокурору Ирине Венедиктовой. В этом заявлении я прошу приступить к судебному следствию по ряду должностных лиц Бучанского райсовета, Коцюбинского поселкового совета и Киевского областного совета по признакам статьи 365 Уголовного кодекса Украины. Эта статья наказывает за превышение полномочий:
«1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, —
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
А также прошу принять меры прокурорского реагирования, в том числе обеспечить представительство и защиту интересов государства в суде по сохранению НПП «Голосеевский» в границах и в соответствии с картографическими приложениями, предусмотренными Указом Президента Украины.
— Расскажите подробнее о вынесении в натуру границ парка и в чьем подчинении находится парк и Беличанский лес.
В 2018 году правительством было выделено примерно миллион гривен на выполнение проекта землеустройства относительно вынесения границ в натуру, в 2020 году проект был выполнен и утвержден, в начале 2021 года изменения были внесены на публичную кадастровую карту НПП «Голосеевский», в который вошел таким образом и Беличанский лес, фактически ставший крупнейшим нацпарком в черте города в Европе. Парк подчиняется Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Но территория НПП входит в него со статусом «без изъятия», обслуживается исторически Святошинским ЛПХ и является территорией города Киева. Община Коцюбинского окружена со всех сторон Беличанское лесом, в 2008 году Коцюбинский совет самовольно увеличил границы на 4500 га за счет леса, после чего раздерибанил 600 участков в лесу. Этот дерибан под давлением общественности и благодаря прокуратуре оспаривался более 10 лет в пользу государства. Цена борьбы активистов — десяток сожженных машин и многочисленные нападения на них. С 1989 года граница Киева не менялась. В соответствии со ст. 85 Конституции Украины, образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов относится к полномочиям Верховной Рады Украины.
Закон Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» определяет, что границы Киева устанавливает Верховная Рада Украины по представлению Киевского городского совета, согласованному с соответствующими советами, с учетом исторических, социально-экономических и других особенностей территории в соответствии с действующим законодательством.
Что касается разработки и утверждения схем планирования территорий, то областной совет имеет на это право исключительно на своей территории в соответствии с требованиями ст. 11 закона «Об основах градостроительства».
Поэтому решение Киевского областного совета от 09.09.2021 г. № 114-05-VIII принято в условиях превышения предоставленных законом полномочий.
— Как на ситуацию реагирует власть Киева?
Киевский городской совет единогласно проголосовал и обратился в Киевский областной совет, Офис генерального прокурора Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Главное управление Службы безопасности Украины в г. Киеве и Киевской области, Территориальное управление Государственного бюро расследований, расположенное в городе Киеве с просьбой в определенный законодательством Украины способ предотвратить противоправное изъятие земель территориальной общины города Киева и исключить попытки в внеправовой способ изменения границ Киева.
— А какое отношение к этому имеет Бучанский совет?
- Да никакое. Сплошное игнорирование законодательства. 20.10.2021 г. Бучанский райсовет сессионно принял решение, которым противоправным образом увеличил пределы Коцюбинской территориальной общины с 87 га за счет леса НПП «Голосеевский» до почти 3000 га.
Надо заметить, что Коцюбинская территориальная община является финансово несостоятельной, поскольку на содержание образования и медицины системно просит субвенции выравнивания, поэтому собственных средств в бюджете Коцюбинского для обслуживания нацпарка нет, да не предвидится. Подавляющее количество коцюбинчан работает в городе Киеве и соответственно их налоги остаются в столице. Противоправное расширение несостоятельного Коцюбинского имеет целью дальнейшей застройку. Надо заметить, что повторный дерибан в 2021 году стал возможным только потому, что за предыдущие противоправные действия ни одно лицо не было привлечено к ответственности правоохранительными органами.
Кстати, Бучанский районный совет нелегитимно был введен в полномочия, что подтверждается решением Киевского окружного административного суда от 30 ноября 2020 года, которое вступило в законную силу. Этим решением признаны противоправными действия Бучанской районной территориальной избирательной комиссии о проведении первой учредительной сессии Бучанского райсовета Киевской области от 23.11.2020 года, на которой были введены в полномочия депутаты этой районного совета. Но ни Бучанский райсовет, ни Бучанская РТИК не приняли во внимание решение суда и не ввели повторно в полномочия депутатов с соблюдением всех требований действующего законодательства.
— Что еще должна сделать прокуратура для восстановления законности в нашем государстве и защиты окружающей среды, в частности, нацпарка «Голосеевский»?
Решение о выделении средств из бюджета Коцюбинского для установления границ района является противоправным и это необходимо признать в судебном порядке во избежание негативных последствий. Решение Бучанского райсовета о принятии трансфертов на разработку проекту границ района и принятие решения по установлению границ района и в частности расширение границ Коцюбинского необходимо в судебном порядке признавать противоправными, поскольку они противоречат законам Украины.
А решение облсовета, которым утвердили в сентябре 2021 схему планирования области, необходимо признавать противоправными в связи с несоответствием действующему законодательству Украины.
Как мы уже писали, в Госгеокадастре длительное время отодвигали в долгий ящик определение границ Беличанского леса.