GreenPost неоднократно писал о проблемах с выполнением Закона Украины «Об ОВД» в Украине.
На этот раз наши юристы проанализировали новые выданные госпожой Тищенковой выводы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). И снова нарушение процедуры, в котором чиновница уже признана виновной решением суда от 06.01.2021 г. в административном правонарушении, связанном с коррупцией.
Выводом по ОВД по делу ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» (номер регистрационного дела в Едином реестре ОВД — 20203195534) Минэкологии не определена допустимость и одновременно не представлено обоснование недопустимости осуществления планируемой деятельности ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН». Стоит заметить, что планируемая деятельность будет осуществляться в условиях работающего предприятия, у которого есть все необходимые для такой деятельности разрешительные документы, на земельном участке с соответствующим назначением.
Итак, Минэкологии, вопреки установленным законом предписаниям, превысило собственные полномочия в процессе осуществления оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» и не предоставлено ни одного заключения.
Следовательно, возникает вопрос к госпоже Тищенковой и министру Абрамовскому, является ли выданный Вывод по ОВД № 21/01-20203195531/1 от 18.12.2020 г. (номер регистрационного дела в Едином реестре ОВД — 20203195531) законным, с учетом того, что он не соответствует требованиям Закона ОВД и форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2017 г. № 1026?
Законом Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» (далее — Закон ОВД) установлено, что оценка воздействия на окружающую среду — это процедура, в частности, предусматривающая предоставление уполномоченным органом мотивированного заключения по оценке воздействия на окружающую среду, учитывающая результаты анализа, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона ОВД.
Часть 2 статьи 9 Закона ОВД определяет, что Уполномоченный территориальный орган, а в случаях, определенных частями 3 и 4 статьи 5 настоящего Закона, — уполномоченный центральный орган — выдает заключение по оценке воздействия на окружающую среду, которым, исходя из оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, в частности величины и масштабов такого воздействия (площадь территории и численность населения, которые могут подвергнуться воздействию), характера (в том числе — трансграничного), интенсивности и сложности, вероятности, ожидаемого начала, длительности, частоты и неотвратимости воздействия (включая прямое и опосредованное, побочное, кумулятивное, трансграничное, краткосрочное среднесрочное и долгосрочное, постоянное и временное, положительное и отрицательное воздействие), предусмотренных мер, направленных на предотвращение, избегание, уменьшение, устранение воздействия, определяет допустимость или обосновывает недопустимость осуществления планируемой деятельности и определяет экологические условия ее осуществления.
Порядком передачи документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду и финансирования оценки влияния на окружающую среду, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2017 г. № 1026, определена форма Заключения по оценке воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым Вывод из ОВД должен содержать решение уполномоченного органа о допустимости или недопустимости осуществления планируемой деятельности. Указанная форма предусматривает возможность для уполномоченного органа только вычеркнуть лишнее, возможности вносить любые другие решения по планируемой деятельности по результатам оценки воздействия на окружающую среду законодателем не предусмотрено.
Итак, законом четко установлены обязательства Уполномоченного центрального или территориального органа определить допустимость или обосновать недопустимость осуществления планируемой деятельности. Уполномоченному органу не предоставляется права избегать предоставления выводов по ОВД по планируемой деятельности на любых основаниях.
Перечень решений Уполномоченного центрального или территориального органа о допустимости/недопустимости планируемой деятельности субъекта по оценке воздействия на окружающую среду, которые могут быть им приняты при издании выводов по ОВД, является исчерпывающим.
А сейчас хочется перечислить дела по ОВД, по которым госпожа Тищенкова выдала Выводы по ОВД и признала планируемую деятельность допустимой, но нарушила процедуру оценки воздействия на окружающую среду, определенную Законом Украины «Об ОВД» тем, что Отчет по оценке воздействия на окружающую среду не подписан авторами ( исполнителями) с указанием их квалификации. Некоторые, правда, подписаны директорами предприятий-заказчиков, но директор — это не квалификация, а лишь должность.
Регистрационные номера дел в Едином реестре ОВД: 20197174111 ООО «Галицкая строительная керамика»; 20196143880 ООО «Сокирницкий цеолитовый завод»; 201912215054 КП «Киевтеплоэнерго»; 201911284888 ООО «Рудомайн»; 20198194345 ООО «УКРАИНСКАЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ»; 201911284890 ООО «ИНТЕХПРОГРЕС»; 20203175516 ООО «Квантум ФОМ»; 201912124982 ООО «МАЙНИНГ ИНДАСТРИ ГРУПП»; 201912215054 КП «Киевтеплоэнерго»; 20203245550 ООО «Химпрофиль».
Статьей 2 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» определено, что оценка воздействия на окружающую среду — это процедура, предусматривающая подготовку предприятием отчета по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с статьями 5, 6 и 14 настоящего Закона.
Частью 8 статьи 6 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» указано, что Отчет по оценке воздействия на окружающую среду подписывается всеми его авторами (исполнителями) с указанием их квалификации и сохраняется в Едином реестре по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего времени производства планируемой деятельности, но не менее пяти лет со дня получения решения о проведении планируемой деятельности.
То есть, форма Отчета по ОВД является унифицированной и утвержденной постановлением КМУ от 13.12.2017 г. № 1026. Поэтому любое несоответствие утвержденной формы является нарушением.
Возникает вопрос: это нехватка опыта чиновницы, выполнение указаний покровителей или простая коррупция?
Может министру Абрамовскому уже стоит обратить внимание на деятельность своей подчиненной Марины Тищенковой, подписывающей выводы по ОВД уже неоднократно с нарушением процедуры выдачи и затягиванием сроков? Хотим заметить, что решением суда госпожа Тищенкова уже признано виновной в совершении административного правонарушения, связанного с коррупцией, однако никаких мер со стороны действующего министра не было принято.
В своих последующих публикациях, продолжая тему, которую затронула ОО «Экология-Право-Человек» мы попытаемся проанализировать отчеты по ОВД по очень интересным и неоднозначным делам 20204295727 и 2020365456, привиденным в Едином реестре ОВД.
К слову, наша редакция постоянно следит за реализацией Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», который был принят во исполнение Соглашения об ассоциации с ЕС. Это первый европейский закон в природоохранной сфере.
При создании нового Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в июне 2020 г. этому направлению было уделено особое внимание.
По крайней мере, об этом свидетельствует структура министерства, в частности созданный Департамент экологической оценки и контроля. В его подчинение вошли следующие отделы: ОВД, СЭО, формирование государственной политики в области экологического контроля, послепроектного мониторинга и участия общественности. Всего 21 штатная единица.