После масштабных пожаров на Житомирщине и в Чернобыльской зоне власть ничего не сделала для усиления пожарной безопасности. Прошли совещания, обсуждения, заседания и тому подобное. Но действий — практически никаких. Эксперты еще в апреле предоставили предложения и профильным ведомствам, и правительству, и президенту. GreenPost опубликовал серию аналитических статей, но должной реакции так и не последовало.
Причина пожаров — бездействие власти
Одно из предупреждений о том, что следующие пожары не замедлят возникнуть и будут с жертвами, прозвучало буквально месяц назад.
«Если не будут приняты решительные меры по усилению пожарной безопасности, не будет изменена система предупреждения и реагирования на угрозы, не будут реализованы рекомендации специалистов, то мы получим новые масштабные пожары с человеческими жертвами», — сказал 14 июня во одном из залов Верховной Рады директор регионального Восточноевропейского центра мониторинга пожаров Сергей Зибцев.
В этот день, 14 июня, там проходило заседание совместной рабочей группы Комитета по вопросам экологической политики и природопользования и Комитета по вопросам правоохранительной деятельности по причинам возникновения лесных пожаров и предотвращению их в будущем.
Присутствовали высокие чины из ГСЧС, Гослесагентства, МВД. Но ни о каких решительных шагах этих и других ведомств после заседания мы так и не услышали.
Чего же удивляться, что не прошло и месяца, как предостережение специалиста стало реальностью.
Верховная Рада и все-все-все
Создание группы — правильный шаг, как и подготовленный депутатами проект закона № 3526 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты лесов, предотвращения пожаров на землях лесного и водного фондов, торфяниках и на землях других категорий», который позволит значительно усилить борьбу с поджогами». Как показывает экспертный анализ, законопроект довольно хороший.
Но Верховная Рада — законодательный орган, а быстро и оперативно действовать мажет власть исполнительная: президент и Кабмин. А они этого не делают.
«Ни одно отдельное ведомство в Украине (ГСЧС, ГАЛРУ) не справится с последующей волной катастрофических ландшафтных пожаров, ожидающих Украину уже в июле-августе 2020 и весной 2021 г., что требует срочной разработки законодательного обеспечения создания Национальной межведомственной интегрированной системы предупреждения и тушения ландшафтник пожаров», — сказал GreenPost Сергей Зибцев после совещания 14 июня.
Как в воду глядел. Но удивительного ничего нет — специалист работает в этой области много лет, и просто трезво оценил ситуацию.
Волшебных таблеток не существует, как и волшебных палочек
Скажу проще: сейчас для ликвидации пожара на Луганщине ничего экстраэффективного придумать нельзя. Гореть будет, пока либо все не сгорит, либо не пойдут дожди — именно они спасли нас от пожаров в апреле. Зибцев и его коллеги присылали в апреле к чиновникам и руководителям госорганов детальные предложения относительно срочных противопожарных мероприятий и крайне нужную модель Национальной интегрированной антипожарной системы. Результатов никаких.
Что делать
Руководить тушением пожара высокого уровня должен специалист, прошедший соответствующее обучение (на сегодня в Украине таковых нет — ред.). Ему должны подчиняться все службы: ГСЧС, полиция, Нацгвардия, лесоводы, добровольцы (специально обученные — это отдельная тема), местные власти. Об этом GreenPost писал еще 21 января.
«Необходимо подготовить 15–30 руководителей тушения пожаров — чрезвычайных ситуаций, и определить механизм быстрого переподчинения им всех межведомственных пожарных подразделений на тушение и ресурсов», — рекомендует эксперт.
Также директор Центра мониторинга пожаров называет признаки и элементы предложенной им Национальной интегрированной антипожарной системы.
Такая система должна иметь иерархическую структуру (от руководителя тушения до рядового пожарного), ресурсы и т. д. Каждое ведомство (в первую очередь Гослесагентство, ГСЧС, МВД, МО) должно иметь обученных пожарных различных уровней иерархии для быстрого создания иерархии в случае пожара и согласованных действий.
«Местная община и власть (ОТО, сельсовета, ОГА, РГА) и пожарные службы ведомств (Гослесагентства, ГСЧС, МВД, Минприроды, Минагрополитики, МО, другие) должны принимать общую ответственность за недопущение ландшафтных пожаров (леса, природно-заповедного фонда, с-х земли, села). Плюс проводить совместные учения, готовить вместе проекты протипожежрних мероприятий на весь ландшафт, проводить совместные заседания перед началом пожароопасного сезона», — считает Сергей Зибцев.
Все части ландшафта (леса, ПЗФ, залежи, с-х земли, пастбища, болота, поймы и т. п.) должны охраняться по одной национальной системе (предупреждение-обнаружение-тушение) и координироваться единым межведомственным координационным национальным центром охраны от пожаров, состоящим из представителей ведомств, ответственных за конкретный тип ландшафта.
«Необходимо создание межведомственного механизма, обеспечивающего внесение ресурсов каждым ведомством во время совместных операций по тушению и взаиморасчет после тушения (аналог в США — NIMO (National Interagency Fire Center)», — добавляет специалист.
Также требуется создание профессии «лесной пожарный» путем внесения ее в Классификатор профессий и формулирование требований к безопасности пожарных (средства защиты) и социальной защиты. Сейчас пожары тушат работники лесного хозяйства или лесопожарных станций, получающие мизерные зарплаты, которые не обучены и не имеют специального снаряжения. Об этом GreenPost писал еще 21 января.
Населения сел, расположенных у лесов или степей, других пожаробезопасных ландшафтов должно быть обучено мерам предотвращения возникновения пожара (очистка растительных горючих материалов вокруг домов, вода, связь т. д.) и при пожаре (сообщение об угрозе, пути эвакуации или безопасного укрытия).
Вопрос в том, кто из власть имущих готов услышать специалистов и взять на себя ответственность и обязанность эти рекомендации воплотить в жизнь. Пока — никто.