Вверх
Дать отзыв

День изобретения автомобиля: что пойдут наши дети?

За последние сто лет концепция автомобиля претерпела значительные изменения - и, по -видимому, это далеко от конца.

4 мин на прочтение28 Января 2025, 01:22
Изображение сгенерировано ИИ Изображение сгенерировано ИИ
Поделиться:

28 января отмечают День изобретения автомобиля. Сейчас нашу жизнь невозможно даже представить без этого средства передвижения, но за последние сто лет концепция автомобиля претерпела существенные изменения - и, судя по всему, это далеко не конец.

Первые автомобили появились еще в XIX веке, и среди них были как бензиновые, так и электрические модели. Первый патент на автомобиль с двигателем внутреннего сгорания получил Карл Бенц в 1886 году, и его трехколесный Benz Patent-Motorwagen стал революционным изобретением. Он мог развивать скорость до 16 км/ч. В то же время электрические автомобили составляли до 40% рынка автомобилей в начале XX века, особенно в городах, где их ценили за бесшумность, простоту в обслуживании и отсутствие выхлопных газов.

Однако бензиновые машины быстро вытеснили электромобили. Например, в 1913 году Генри Форд запустил конвейерное производство модели Ford Model T, что снизило ее стоимость до $260 (примерно $7200 в современных ценах), тогда как электромобили стоили вдвое-втрое дороже. Вдобавок, запас хода электромобилей того времени составлял около 50-100 км, тогда как бензиновые автомобили могли преодолевать гораздо большие расстояния благодаря доступности топлива.

Но в современном мире электромобили переживают новый расцвет. Например, в 2023 году глобальные продажи электромобилей превысили 10 млн единиц, что составило 14% от всех проданных автомобилей. Литий-ионные батареи современных электрокаров обеспечивают запас хода от 300 до 600 км на одном заряде, что делает их конкурентоспособными даже для длительных поездок.

Возрождение интереса к электромобилям за последние десятилетия в том числе объясняется ростом экологического кризиса. Парниковые газы от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания являются значительным фактором изменений климата. На этом фоне электромобили, которые не выделяют CO₂ во время работы, становятся альтернативой. Улучшение технологий, в частности развитие мощных литий-ионных батарей, сделало электрокары практичными и популярными. Также правительства многих стран стимулируют переход на экологический транспорт, вводя субсидии и ограничения для бензиновых машин.

Например, в Норвегии сейчас 9 из 10 новых машин - электрические, рассказывает Deutsche Welle. Покупателям электрокаров дают налоговые льготы, им строят дополнительные зарядные станции, в том числе рядом с семейными жилыми комплексами. Власти Норвегии более 30 лет стимулируют граждан переходить на электрокары. Однако 73% автомобилей на норвежских дорогах до сих пор являются бензиновыми или дизельными. И переходить на электрокары, несмотря на льготы, готовы не все. Цель Норвегии на 2025 год - продавать только электроавтомобили или машины на водороде. Эти меры связаны со стремлением сократить количество выбросов.

Следует отметить, что экологичность производства автомобилей также становится важным аспектом, который влияет на выбор между бензиновыми и электрическими моделями. Производство электромобилей пока наносит большее экологическое воздействие, чем бензиновых авто, из-за высокой энергоемкости создания литий-ионных батарей. Например, на производство одной батареи емкостью 75 кВт-ч (как в Tesla Model 3) тратится примерно 7-10 т выбросов CO₂. Для сравнения, изготовление бензинового автомобиля вызывает около 5 т выбросов CO₂.

Однако в долгосрочной перспективе электромобили компенсируют этот первоначальный "углеродный долг". Например, электрокар с запасом хода 300-400 км выбрасывает в среднем на 30-50% меньше CO₂ в течение своего жизненного цикла, чем бензиновый автомобиль. Этот показатель зависит от источника электроэнергии: в странах, где энергетика базируется на возобновляемых источниках, преимущество электромобилей становится еще более значительным.

Также важно учитывать утилизацию. Современные технологии позволяют перерабатывать до 95 % материалов электромобильных батарей, включая литий, никель и кобальт. Это снижает экологическую нагрузку и стимулирует более устойчивый подход к ресурсам.

Итак, несмотря на экологически затратное производство, электромобили имеют значительные преимущества в эксплуатации, особенно в условиях перехода к возобновляемой энергетике. Они становятся важным шагом в борьбе с изменениями климата и снижением зависимости от ископаемого топлива. Будущее транспорта зависит от продолжения инноваций, которые сделают электромобили еще более доступными, эффективными и экологичными.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из GreenPost