Энергомониторинг: ручной VS автоматизированный. Кто победит?
Мониторинг потребления энергоресурсов давно вошел в хозяйственную жизнь многих городов Украины. Сообщество энергоменеджеров и экспертов в области энергоменеджмента не так велико, чтобы драйверы городов-флагманов и представители бизнеса — поставщиков услуг энергомониторинга не были лично знакомы или не обсуждали вопрос развития направления. Сегодня вопрос уже давно не в плоскости «устанавливать программу на компьютер энергоменеджера или работать через Интернет на «облаке». Все больше городов-клиентов мечтают об автоматизированном энергомониторинге. Не только мечтают, но и закладывают расходы в бюджеты. Но о каких подводных камнях и надводных айсбергах надо помнить?
Системы онлайн-энергомониторинга, как правило, работают как в ручном режиме ввода данных, так и способны быть интегрированными с системами дистанционного автоматизированного сбора и передачи показаний приборов учета. Ручной сбор данных морально устарел и даже угрожает полноценной и корректной работе программного обеспечения, поскольку в таком формате превалирует человеческий фактор. Энергоменеджер города не может полностью быть уверенным в точности и достоверности информации, а система мониторинга не способна выявлять кроме чисто технических ошибок, ложные данные. Поэтому эффективность работы каждой локальной системы энергомониторинга зависит от профессиональных качеств сити-менеджера и той организационно-технологической структуры, которая была сформирована. Следующие пять лет системы энергомониторинга должны в корне измениться в части функционала и интеграции с другими программными продуктами, которые являются жизненно важными для функционирования здания и его обслуживающего персонала. Системы ручного сбора данных становятся почти неактуальными, автоматизированные — дорогие для бюджетного сектора, поэтому выход — интегрированные интерактивные комплексы обслуживания зданий и их инженерных сетей. Можем сделать однозначный вывод, что многое также зависит от бизнес-модели в этом случае. Если автоматизация активно имплементируется в сегменте В2В (управление инженерными системами и оборудованием) и В2С (те же системы «смарт хаус»), то сегмент В2G (особенно, здания учреждений государственных органов) более инертен и имеет склонность «бойкотировать» автоматизацию и диспетчеризацию энергопотребления. Но спрос будет расти именно в сочетании с другими технологическим решениям, главное, чтобы бизнес почувствовал «боль» пользователя такого продукта. Это все еще вопрос, который изучается.
Системы автоматизированного сбора и передачи данных решают проблему наличия человеческого фактора, поскольку нивелируют его и позволяют ПО систем сбора, обработки и анализа работать между собой напрямую. Поскольку такая система может оперативно реагировать на внештатные ситуации в инженерных системах и чрезмерное энергопотребление, то снижение затрат достигается за счет быстрого выявления и реагирования на утечку энергоносителя, «перетоп», потери ресурсов при аварии. Предотвращаются ошибки сбора и обработки данных за счет исключения человеческого фактора, в том числе исключения возможности краж ресурсов учреждения и общества. По опыту обращения клиентов, не всегда есть понимание различия автоматизации сбора и передачи данных в интерфейс пользователя и возможности управления энергопотреблением (например, ИТП). Автоматизация и диспетчеризация объектов — приоритет современных развитых обществ. Важно учитывать стоимость указанных мероприятий и возможности систем, которые на 100 % не исключают участие человека из процесса управления.
При внедрении автоматизированных систем энергомониторинга ключевое значение имеет читабельность приборов учета. Наличие импульсного выхода позволяет монтировать дополнительное оборудование для считывания и передачи данных. В зависимости от типа энергоресурса замена счетчика может увеличивать сумму, которая необходима для автоматизации определенного объекта. Поэтому, как правило, в первую очередь заказчик выполняет автоматизацию на тех точках учета, где счетчики позволяют выполнить эти работы без их замены новыми и современными. Иногда проблемой может быть интеграция программно-аппаратных комплексов различных производителей на участках сбора, передачи, обработки или анализа данных. Также следует учитывать необходимость для заказчика услуг по автоматизации обеспечения сервисного обслуживания оборудования на договорных условиях с целью бесперебойной и стабильной работы систем диспетчеризации и автоматизации. Потому что практика городов доказывает: надо не установить оборудование, освоив бюджетные средства или грант, а четко знать, что оно будет обслуживаться, иметь договорные отношения с подрядчиком. Это может быть фирма-монтажник (сейчас с этим нет проблем, большинство компаний предоставляют услуги «под ключ»), фирма на аутсорс на ваш вкус или персонал вашего коммунального предприятия или учреждения, прошедший обучение. Главное, ваш объект должен быть на сервисном обслуживании, чтобы городскому главе и вам лично не снились ужасы в виде неработающего оборудования.
Как показывает опыт использования многих программных продуктов на рынке Украины, применение сервисов не всегда комплексное. ПО рассматривается даже не как заменитель бумажной отчетности, а как централизованная система для сбора данных и контроля работы ответственных лиц на местах. Функционал ПО используется на 25–50 % плановых возможностей. Больше всего трудностей возникает на этапе глубинного анализа энергопотребления, расчета базовых линий и прогнозирования объемов потребления на будущие периоды. Большинство аналитических опций ПО не применяются. Очень часто пользователи имеют мнение, что продукт должен «самостоятельно» предоставлять аналитику, не учитывая, что ПО — это лишь инструмент для использования под индивидуальные запросы клиентов, которые различаются в зависимости от уровня компетентности, знаний и опыта энергоменеджеров общин и учреждений. Именно поэтому нет эффективного ПО с энергомониторингом(!). Есть программа как комплекс алгоритмов и сценариев работы с данными клиента и есть клиент, который по своему усмотрению использует функционал программы. Да, софт это «бездушная машина», которая может помочь собрать, правильно обработать информацию, систематизировать и выполнить анализ. В конце концов, оптимизировать рабочее время и не тратить его на ручную ежедневный труд. Все остальное — это вопрос эффективности лица, работающего с этой программой, насколько человек ее хорошо знает и грамотно координирует работу подчиненных, которые предоставляют первичные данные для обработки ПО. Однако мы понимаем, что запрос на автоматизацию анализа данных будет расти, поэтому очень скоро машинное обучение и искусственный интеллект появится в сегменте энергомониторинга бюджетного сектора. И фактор человека, который взаимодействует с программой, конечно, останется, но это должен быть совсем другой содержательный контекст. Профессиональный энергоменеджер и качественный программный продукт — это все история о синергии. Ведь мы хотим этого?