Вверх
Дать отзыв

«Академический плагиат» и общество

13 мин на прочтение23 Июля 2020, 09:54 1353
Поделиться:

Судя по дискуссиям в интернете, многие люди не понимают, в чем проблема, когда министр или ректор обвиняются в академическом плагиате. Почему в ситуации, когда человек совершенно неприемлем на любой должности в образовании и науке, или на любой государственной службе, начинаются разговоры о «хорошем менеджере» и «давайте посмотрим».

«Академический плагиат» означает, что имеющиеся сравнительные таблицы, показывают, что значительная часть текста статей министра или ректора совпадает или почти совпадает со статьями других людей, а надлежащих ссылок на предыдущих авторов нет. Факт академического плагиата никак не зависит от разрешения или жалоб авторов источника, из которого списана статья — при наличии разрешения это может не быть нарушением законодательства об авторском праве, однако остается академическим плагиатом.

Обнаруженный академический плагиат полностью перечеркивает понятие «хороший менеджер» за пределами тоталитарной системы. В обществе, в котором мы хотим жить, «хороший менеджер» невозможен без чести, совести, достоинства и доверия. Доверия работников к руководителю и руководителя к работникам. Любой человек, выдавшего чужой текст за свой — независимо от мотивов — прекрасно осознает свое ничтожество как ученого и плохо относиться к настоящим ученым, окружая себя подобными же деятелями без способностей и достоинства. Я понимаю, что многие школьников и учителя честно уверены, что работа и «научная работа МАН» — это что-то найти, списать и выдать за свою работу, и списывание не порождает у них никаких психологических проблем.

Но преподаватели и ученые все же знают, что научная работа требует проведения самостоятельных научных исследований, а не копипаста с заменой нескольких слов. Поэтому к академическому плагиату неизбежно добавляется также страх, комплекс неполноценности, неуважение к себе и собственным способностям — что приводит к созданию атмосферы авторитарности, недоверия и желанию притеснять подчиненных для компенсации собственных комплексов. В такой атмосфере иногда успешно осуществляются ремонты и проводятся шоу для высшего начальства, но невозможно качественное образование и государственная деятельность. Руководитель без достоинства и уважения к себе не будет уважать подчиненных, с ним обычно не будут работать люди, которые себя уважают (за исключением отсутствия других возможностей трудоустройства), но тогда эти люди довольно часто постепенно ломаются и теряют доверие и уважение к себе. Процесс формирования стокгольмского синдрома и постоянного стресса у подчиненных вряд ли можно назвать «эффективным управлением». Печально смотреть, как подчиненные заставляют себя лгать, говоря, что два идентичных текста с установленным авторством — не академический плагиат или искажают положения законодательства, то есть руководитель-плагиатор чрезвычайно вредит психическому и физическому здоровью других людей. Человек, который не доверяет сам себе, не будет доверять подчиненным, будет запугивать, не сможет эффективно проконтролировать результаты работы. Сценарий «закроем глаза на плагиат, зато будет эффективная работа» не сработает. Эффективной работы тоже не будет. Возможно, существуют какие-то специальные задачи по разрушению образования, для выполнения которых и требуется создание атмосферы недоверия и привлечения людей без достоинства, чести и совести? К сожалению, некоторые действия правительства вызывают опасения относительно опасных намерений.

Должностное лицо-плагиатор — чрезвычайный позор для страны, перечеркивание доверия к образовательным и квалификационным документам этой страны со стороны мирового сообщества, уменьшение доверия к научным достижениям ученых (а может, они где-то украли свои статьи: в этой стране кража научных текстов приветствуется?) . Это также призыв к ученикам и студентам списывать и заявлять «я не списывал», «это не плагиат», «идите в суд». Должностные лица, у которых хватает некомпетентности и подлости объявлять плагиат неважным и приемлемым, унижают всех преподавателей в стране, лишая их возможности требовать от студентов честного обучения — представьте себе картину, если большинство студентов будут списывать и посылать преподавателей в суд для подтверждения списания? Если преподаватели и ученые отчитываться за гранты и госбюджетные темы списанными текстами?

Я понимаю, что очень многие преподаватели университетов воспринимают образование и науку только как генерацию планов и отчетности, которую потом должны проверить и одобрить — если студент принес кипу бумаг, которую можно положить в папку для проверки начальством и органами финансового контроля — все в порядке, и ценности, знания, уважение к себе и другим теряют значения — ни современный вариант КРУ, ни декан этого не проверят. Научная статья воспринимается как набор букв с определенными ключевыми словами по стандартному плану: надо набрать и заплатить за публикацию в целях отчетности. Исследования и научный поиск не предвидятся. Если сводить образование отчетности (то есть до имитации образования, создание фантома для начальства), академическая добродетель начинает терять сущность и превращается в очередной предмет отчетности. В такой парадигме можно легко объявить плагиат неплагиатом — наука и образование никому не нужны, а отчетность растет и процветает.

В Фейсбуке модератор одной из образовательных групп пошутил, что будет проведена акция протеста за отмену научных степеней, чем вызвал сильное недовольство людей, которые не поняли шутки: они заплатили много денег, а теперь их степени отменят? Но объявление о приемлемости плагиата в образовательной системе практически означает отмену дипломов и научных степеней, превращение их в пустые бумажки, обесценивание труда и достижений миллионов людей. Пусть другие министры с научными степенями объявили о сомнительности их собственных научных регалий (честный ученый никогда не будет мириться с академической недоброчеснистю) — это их проблемы. Но вряд ли они имели моральное право так обесценивать всю науку и образование в стране.

Многие люди уже побежали трансформировать себя в режим стокгольмского синдрома («плагиат сложно определить», «то все грязь», «то политика», «мы не будем разбираться»). Но ученые, которым смертельно страшно всего-навсего сравнить пару текстов и сделать вывод об их идентичности — учеными и преподавателями быть не могут, и для сохранения психического здоровья таким людям стоит порекомендовать поменять вид деятельности. Бывают ситуации, когда действительно плагиат сложно определить, например, в математике или иных нетекстовых науках, за исключением случаев простого полного копипаста. В статье с формулами действительно могут быть значительные текстовые совпадения с другими статьями, но отстутствует плагиат и есть новый научный результат. И наоборот, математическая статья может быть полностью оригинальным текстом  и полным плагиатом, и независимым решением той же задачи, что никаким академическим плагиатом не является, но научной новизны такая статья не имеет. В такой ситуации отличить плагиат от независимого решения может только специалист в конкретной проблематике (даже не в области науки). Случаев независимого решения той же задачи в истории математики очень много, и сообщество неплохо отличает повторное решение от списывания. В «текстовых» отраслях и ситуациях совпадений или практического совпадения текстов проблема определения «кто у кого списал» возникает, если даты подписания в печать двух текстов очень близки, но если автор более раннего текста заявляет, что «плагиата нет и все в порядке», академическая недобросовестность таки есть со стороны обоих авторов: один списал, а другой пытается заставить закрыть глаза на плагиат.

Есть еще много ситуаций, когда определить академический плагиат сложно, но это легко, если есть два практически идентичных текста, опубликованных в нефиктивного печатных изданиях учебных заведений, редакции которых проверяют и определяют авторство и правдиво указывают дату подачи в печать и дату выхода издания. Ни о каких сомнениях в определении авторства и нефиктивности журналов мы пока не слышали... Если что-то придумают позже, это уже будет слишком очевидной неправдой.

О «давайте посмотрим» — объявление о приемлемости плагиата уже означает определенный план реформирования образования с превращением его в дешевую имитацию. Хорошо, если позволят работать и учить немногочисленным ячейкам неимитационной науке и образованию, но комплекс неполноценности не позволит терпеть «сильно умных».

Могу напомнить, что эффективны меры по экономии бюджетных средств без влияния на результат плагиатных имитаций образования (предложения не мои, но позволили обходиться без ссылок).

Один корреспондент в Фейсбуке пошутил, что если уж правительство официально объявило о свободе плагиата, можно для каждой специальности определить эталонную диссертацию, а все соискатели будут просто подавать ее со своей фамилией на обложке, и Кабмин будет оплачивать из бюджета этот цирк — он же объявил, что так можно? Зато будут сэкономлены средства на аттестационный процесс, оппоненты с защитами не нужны, и такой министр все равно ничего хорошего не наатестует...

Журналы тоже можно трансформировать: каждый автор, которому необходима статья для отчетности, приносит произвольный текст (можно свой или чужой старый, или просто случайную последовательность букв), платит за публикацию и может с гордостью отчитываться за «научную статью». Наверное, надо больше ценить случайные наборы букв: там и не будет псевдонаучных глупостей. Редколлегии и рецензенты не нужны, библиотеки тоже — экономия. Эти журналы все равно никто не будет читать, можно напечатать только по одному экземпляру, чтобы авторы отчитались. Хотя должна признать, что такой «журнал» — не моя идея, их уже полно — в одном из них была изготовлена ​​для представления на защиту всемирно известная статья Екатерины Кириленко о лептонном боге, списанная со статьи Елены Щербины-Яковлевой.

От еще претендента на должность министра образования прозвучало предложение, очень созвучное этим шуткам — принимать на заочное образование без ВНО. Дешевле, видимо, просто закрыть университеты, арендовать угол в киоске с тортами у здания МОН, и продавать там дипломы. Учиться можно ехать за границу или искать дистанционные курсы. Напомню: человек, не способный получить проходной балл на ВНО, имеет проблемы с программой первых 5 классов средней школы и учиться в университете все равно не сможет — честнее просто продать ему диплом и не заставлять преподавателей имитировать обучение.

Тем, кто будет протестовать против такой практики одипломливания и издательства, всегда можно сказать «это политика», «вы просто завидуете, что не смогли купить степень/статью», «мы все соавторы», «в алфавите всего 33 буквы». Из подобных фраз можно составить стандартный список для ответов недовольным реформами.

Грандиозные планы развития образования включали «привлечение иностранных студентов» — ну что же, спрос на дипломы в странах третьего мира очень большой, соответствующий контингент можно привлечь. Рекламную акцию для этой аудитории Кабинет Министров уже провел. О снятии стимулов для украинских абитуриентов ехать за границу — здесь тоже все в порядке, абитуриентов с украинскими документами об образовании из системы разрешенного плагиата никто нигде не возьмет, проблема решена. Правда, будут ехать желающие учиться школьники вместе с родителями, но задача удержать именно абитуриентов, о школьниках никто ничего не говорил.

Жаль, что широкая общественность пока не понимает, что происходит и что ждет страну победившего плагиата. Хотя есть мнения, что создать хорошую систему с нуля проще, чем реформировать, и вечные руководители, победившие в борьбе за самосохранение против образования и науки, в результате дискредитируют себя настолько, что в Украине наконец сможет возникнуть критическая масса настоящих университетов и осознанное школьное образование.

В этой истории очень жаль детей и студентов, которым придется выживать среди приоритета отчетности и шоу, постоянных реформ и основополагающей недобросовестности: у них не будет других лет обучения, других детства и молодости. Поэтому стоит тратить силы на локальные проекты, которые позволят честно учиться и развиваться хотя бы небольшим группам детей и студентам, и развивать альтернативную систему образования для взрослых, ориентированную на знания, а не на бумажки.


Редакция может не разделять позицию блоггеров и не несет ответственности за достоверность изложенных ими фактов

 

Есть еще много ситуаций, когда определить академический плагиат сложно - но это легко, если есть два практически идентичны тексты, опубликованные в нефиктивного печатных изданиях учебных заведений, редакции которых проверяют и определяют авторство и правдиво указывают дату подачи в печати и дату выхода издания. Ни о каких сомнения в определении авторства и нефиктивности журналов мы пока не слышали ... Если что-то придумают позже, это уже будет слишком очевидной неправдой.

 

По «давайте посмотрим» - объявления о приемлемости плагиата уже означает определенный план реформирования образования с превращением ее в дешевую имитацию. Хорошо, если дадут возможность работать и учить немногочисленным ячейкам неимитацийнои науки и образования - но комплекс неполноценности не позволит терпеть «сильно умных».

 

Могу напомнить эффективные меры по экономии бюджетных средств без влияния на результат плагиатных имитации образования (предложения не мои, но позволили обходиться без ссылок).

 

Один корреспондент Фейсбуке пошутил, что если уж правительство официально объявило о свободе плагиата, можно для каждой специальности определить эталонную диссертацию, а все соискатели будут просто подавать ее со своей фамилией на обложке, и Кабмин будет оплачивать из бюджета этот цирк - он же объявил, что так можно? Зато будут сэкономлены средства на аттестационный процесс, оппоненты с защитами не нужны, и такой министр все равно ничего хорошего не наатестуе ...

 

Журналы тоже можно трансформировать: каждый автор, которому необходима статья для отчетности, приносит произвольный текст (можно свой или чужой старый, или просто случайную последовательность букв), платит за публикацию и может с гордостью отчитываться за «научную статью». Пожалуй, надо бы

Больше из GreenPost
Маринад для курицы Рецепт приготовления
Маринад для курицы с кока-колой: как замариновать мясо по-новому
1 мин на прочтение29 минут назад
Повреждение энергетической инфраструктуры Аварийные отключения электричества
Есть повреждения энергетической инфраструктуры в 6 регионах, в некоторых областях проходят аварийные отключения
1 мин на прочтениечас назад
Омикрон Коронавирус Вакцинация
В Украину доставлено 254 тысяч доз омикрон-специфической вакцины против COVID-19
2 мин на прочтение2 часа назад
Черкасская область Мошенничество Присвоение земли
В Черкасской области мошенническим путем присвоили землю стоимостью более 6 млн грн
1 мин на прочтение3 часа назад
Декор по спилам дерева: новые идеи для вашей дачи (ФОТО)
2 мин на прочтение4 часа назад
Кто выпускает более зловонные газы и что делать, если очень нужно «поставить на паузу» метеоризм? Вот что рассказывает эксперт
4 мин на прочтение4 часа назад
Самое плохое время для употребления бананов: когда фрукт превращается в яд
2 мин на прочтение5 часов назад
Запеканки на любой вкус: 11 рецептов – и сладкие, и несладкие
12 мин на прочтение11 часов назад