Юрист объяснил, чем опасен законопроект о временных администрациях от Минэнерго
В частности, тем, что он неконституционен и порождает коррупцию.
Больше недели проходит «общественное обсуждение» инициированного Министерством энергетики Украины законопроекта, которым предлагается отбирать энергетические предприятия у их владельцев. Чем опасна подобная законодательная «инициатива» Министерства энергетики с правовой точки зрения написал в Фейсбуке юрист, глава ОО «Энергетический омбудсмен» Александр Трофимец.
Он приводит следующие доводы.
Нормы законопроекта антиконституционны.
Конституция Украины гарантирует свободное право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Будь то облэнерго Ахметова, Григоришина и Суркиса или ваша квартира. Сегодня на предприятие «олигарха» зайдет какая-то временная администрация (что очень нравится людям), а завтра вам подселят в дом Полиграф Полиграфича Шарикова. И с правовой точки зрения это одно и то же.
Законопроект рождает коррупцию, вместо того, чтобы бороться с ней.
«Основания» для введения временной администрации на энергопредприятии могут быть самыми разными — от несвоевременной подачи отчетности до полного технического несоответствия работы такого предприятия. Однако четкого определения оснований и случаев, когда должно отбираться предприятие у собственника, а когда достаточно просто пожурить — нет. Вот и будем иметь — одному «ай-ай-ай», а другому — акции на стол.
«Временные администрации» только усугубят кризис в энергетике.
«Эффективность» работы государственных предприятий мы можем увидеть на многих примерах — от «Центрэнерго» до «Энергоатома». Сплошные убытки.
Выполнение инвестиционных программ — хуже всех энергопредприятий именно там, где государство владеет контрольными пакетами акций (за немногочисленными исключениями, где работают энтузиасты — пример ПАО «Черкассыоблэнерго»).
Законопроект ухудшает инвестиционную привлекательность Украины.
Мы уже стали свидетелями того, как государство кинуло инвесторов в зеленую энергетику. Сначала в течение двух лет не выплачивало средств за электрическую энергию, а потом начало делить деньги не по закрепленному законодательству алгоритму, а по своему усмотрению, как ворона в сказке — тому дала, этому дала, а тому не дала.
Теперь каждый инвестор (и внешний, и внутренний) будет понимать, что потерять свое имущество можно не только из-за «коррумпированной» судебной системы, а и из-за другой коррумпированной ветви власти — исполнительной в лице Министерства энергетики.
Законопроект создает конфликт интересов.
Сегодня в управлении Министерства энергетики находятся ряд операторов системы распределения (ПАО «Черкассыоблэнерго», АО «Запорожьеоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго» и другие) и оператор системы передачи — АО «НЭК «УКРЭНЕРГО». Нормы инициированного законопроекта позволят Минэнерго свободно менять менеджмент на этих предприятиях, обходя требования корпоративного законодательства.
Законопроект предоставляет временной администрации неограниченные права безо всякой ответственности.
Законопроектом предусмотрено, что временные администрации отчитываются только перед Минэнерго. Законные собственники, юридически (формально) остающиеся собственниками имущества, никакого доступа к информации и отчетам предприятия не имеют. Кроме того, законопроект не определен механизм отбора временного администратора, требований к нему и его компетенции в решении вопросов безопасности поставки электрической энергии (а это и касается непосредственной цели введения временного администратора).
Законопроект закрепляет механизм блокировки работы участников рынка.
К активам предприятия, в которое вводится ВА, относятся в том числе как электрическая и тепловая энергия, приобретенная/изготовленная в будущем, так и топливо и деньги. Учитывая, что ВА не имеет права совершать операции по отчуждению активов, не сможет быть выполнено ни одно соглашение, которое приведет к дестабилизации энергосистемы.
Как видно из анализа, законопроект о временных администрациях в энергетике направлен точно не на стабилизацию этой самой энергетики, а также не на борьбу с олигархами.
Сегодня в украинском законодательстве достаточно механизмов воздействия на энергетические предприятия, способные решить все проблемы в сфере.