- Главная
- Новости
- Энерго
- Зеленая энергетика
- Ветер перемен: как морские ветропарки формируют энергетическое будущее Европы, заменяя российский газ
Ветер перемен: как морские ветропарки формируют энергетическое будущее Европы, заменяя российский газ
От понижения счетов до технологических инноваций.

Морская ветроэнергетика стремительно меняет европейский энергетический ландшафт. В рамках сотрудничества с Европейской Комиссией глава WindEurope Джайлс Диксон в интервью для Ocean на территории датского ветропарка Kriegers Flak рассказал, как ветропарки помогают Европе достичь энергетической независимости (в частности от РФ), снизить счета за электроэнергию и поддержать экономику. Об этом пишет Euronews.
Энергия, которая работает на Европу
Морские ветропарки, такие как Kriegers Flak в Балтийском море, не только генерируют чистую энергию, но и служат энергетическим мостом между странами, например, Данией и Германией, стабилизируя цены и повышая надежность поставок. Сегодня ветропарки в морях ЕС производят 20.6 гигаватт электроэнергии, но планы амбициозны: к 2050 году мощность должна вырасти до 360 гигаватт.
«Ветер дешевле ископаемого топлива. Чем больше мы строим морских и наземных ветропарков, тем ниже будут счета для потребителей», — подчеркивает Джайлс Диксон. Это подтверждают и промышленные гиганты, которые уже обращаются к WindEurope с просьбой строить больше ветропарков, чтобы перейти на более дешевую и экологичную энергию. Такой подход не только экономит средства, но и сокращает выбросы, укрепляя энергобезопасность.
Производство турбин в Европе, например в Дании, поддерживает местную экономику и создает рабочие места. По прогнозам, к 2030 году ветроэнергетика обеспечит работой более 900 тысяч человек и принесет экономике ЕС более 100 млрд евро.
Вызовы и решения
Однако развитие отрасли не обходится без трудностей. Установка турбин в море — дорогая задача, требующая специальных судов, таких как Wind Osprey компании Cadeler. Один день работы такого судна стоит сотни тысяч евро. Обслуживание турбин, подвергающихся воздействию соленой воды и штормов, составляет до трети затрат. Доступ к ним осложнен — нужны катера или вертолеты, и только при благоприятной погоде.
Чтобы снизить расходы, отрасль обращается к инновациям. В Латвии компания Aerones разрабатывает роботов, которые быстро проверяют и ремонтируют лопасти турбин длиной более 120 м. Эти устройства умеют шлифовать, наносить защитные покрытия и выявлять повреждения, уменьшая простои. В будущем за каждой турбиной может быть закреплен автономный робот-ремонтник с алгоритмами искусственного интеллекта.
Порты также адаптируются к новым требованиям. Например, порт Эсбьерг в Дании, через который проходит 80 % европейских морских ветроустановок, расширяется для работы с турбинами нового поколения. А шведская компания Vattenfall из этого порта дистанционно управляет 1200 турбинами в четырех странах, используя цифровые решения и автоматизацию.
Независимость от импорта: новый приоритет
Несмотря на прогресс, Европа все еще зависит от импорта компонентов, в частности редкоземельных металлов для магнитов в турбинах, которые поставляет Китай.
«Мы не хотим заменить зависимость от российского газа на новую — от китайского оборудования», — отмечает Диксон. ЕС активно ищет альтернативные страны-поставщики, чтобы диверсифицировать цепочки поставок в течение следующих 5–10 лет.
Морская ветроэнергетика становится основой стратегии энергетической независимости Европы, сокращая зависимость от ископаемого топлива и ненадежных поставщиков. Благодаря инновациям, политической поддержке и международному сотрудничеству, продемонстрированному на конференции WindEurope в Копенгагене, сила ветра превращается в мощный двигатель изменений для континента.
Больше новостей читайте на GreenPost.







