Вверх
Дать отзыв

Ученые обнаружили угрозу токсичного загрязнения после подрыва Каховской ГЭС

Накопленные десятилетиями тяжелые металлы представляют опасность для экосистем и местных жителей.

2 мин на прочтение16 Марта 2025, 18:15
Токсическое загрязнение после подрыва Каховской ГЭС: новые данные исследователей Токсическое загрязнение после подрыва Каховской ГЭС: новые данные исследователей
Поделиться:

Подрыв дамбы Каховской ГЭС не только привел к разрушению местных экосистем, но и запачкал их тяжелыми металлами и другими токсичными элементами, которые хранились в осадке на дне водохранилища. Такие выводы сделали ученые, которые анализировали уровень загрязнения этими элементами к катастрофе и моделировали их после распространения. А поскольку часть местных жителей до сих пор возлагается на воду из озер, оставшихся после разрушения дамбы, токсичные элементы могут представлять серьезную угрозу их здоровью. Исследования опубликовали в журнале Scienceпишет nauka.ua.

Откуда токсические элементы на дне водохранилища?

Как отмечают исследователи, работа многочисленных заводов выше течения в течение длительного времени загрязняла воды Каховского водохранилища такими элементами, как никель, кадмий и свинец. По подсчетам ученых это могло привести к накоплению около 83 тысяч тонн этих и других токсичных элементов в слое осадка толщиной около 1,5 метра на дне водохранилища.

После подрыва дамбы водохранилища этот загрязненный осадок распространился как вниз по течению, так и вверх через турбулентные потоки, которые перемешивали разные слои воды. Пока менее одного процента почти из двух кубических километров осадка смыло вниз по течению, но сезонные паводки приводят к вымыванию токсичных элементов из высохшего осадка на месте бывшего водохранилища и возвращению их в воды Днепра.

Биоаккумуляция – скрытая опасность

Помимо непосредственного загрязнения воды угрозу в пораженной зоне несет и то, что со временем эти токсичные элементы накапливаются в растениях и телах животных, через пищевую цепочку достигая человека. Этот процесс, известный как биоаккумуляция, может привести к концентрации опасных веществ в местных продуктах питания.

Рекомендации для населения

Ученые рекомендуют местным жителям:

  • воздержаться от использования воды из новых водоемов, образовавшихся на месте бывшего водохранилища
  • проводить регулярные анализы питьевой воды на содержание тяжелых металлов
  • осторожно относиться к употреблению рыбы, выловленной в регионе
  • обращать внимание на возможные симптомы отравления тяжелыми металлами

Исследователи отмечают необходимость долгосрочного мониторинга и разработки стратегий очистки загрязненных территорий, особенно учитывая, что большая часть токсичных осадков все еще остается на месте бывшего водохранилища и будет представлять угрозу на протяжении многих лет.

Больше новостей читайте на  GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Эко
Массовая гибель рыбы в реке Каменка в Житомире
Экологическая чрезвычайная ситуация в Житомире: в реке Каменка из-за сброса сточных вод погибло более тысячи рыб
1 мин на прочтениеВчера
Прогноз погоды на зиму 2026/2027 в Украине
Оттепели, гололед и кратковременные заморозки: чем удивит украинцев предстоящий зимний сезон
1 мин на прочтениеВчера
С 15 августа в Одесской области вводится запрет на лов раков.
В Одесской области и в большинстве регионов Украины вводится запрет на лов раков
2 мин на прочтениеВчера
В Болгарии на дне Дуная обнажились остатки древнеримского Константиновского моста
В Болгарии из-за обмеления реки обнаружили остатки моста IV века
1 мин на прочтениеВчера
День Федора и Василия: почему 11 августа заботятся о скоте
2 мин на прочтениеВчера
Почему вода в Шацких озерах отступает от берегов
1 мин на прочтение10 Августа 2026
Столетние гиганты из Америки: как в Раховском районе прижились настоящие «мамонтовые деревья»
1 мин на прочтение10 Августа 2026
Экологическая чрезвычайная ситуация: в реке Мика погибло более 1,3 тысячи рыб
1 мин на прочтение10 Августа 2026
Больше из GreenPost
День среднего ребенка 12 августа: история, синдром среднего ребенка и факты
Внимание к «невидимому» ребенку: почему 12 августа отмечают День среднего ребенка
3 мин на прочтениечас назад
Чем заменить кофе по утрам
Полезные альтернативы утреннему кофе, которые помогут мягко проснуться без вреда для желудка
1 мин на прочтение2 часа назад
Как выбрать натуральный мед без примесей и сахарного сиропа
Пчеловод поделился простыми способами проверки натуральности меда при покупке
2 мин на прочтение3 часа назад
Закриття аеропорту Ганновера через невідомий дрон у Німеччині
В Германии закрыли аэропорт Ганновера из-за подозрительного беспилотника
1 мин на прочтение4 часа назад
Цены на АЗС стремительно растут из-за международного кризиса и новых требований к топливу
1 мин на прочтение5 часов назад
В Запорожской области объявили День траура по погибшим в результате российского обстрела
1 мин на прочтениеВчера
Верховный Суд запретил чиновникам лишать травмированных военнослужащих льгот
2 мин на прочтениеВчера
«Коридор затмений» (12–28 августа): как пережить период трансформаций и сохранить гармонию
3 мин на прочтениеВчера