Учат или дезориентируют? Влияние риллсов на логику и память

4 мин на прочтение13 часов назад
Підліток зі смартфоном. Зображення створено ШІ

Instagram Reels и TikTok не учат, а создают иллюзию знания - доказали эксперименты

Сегодня соцсети пестрят короткими роликами, которые обещают быстрое и легкое объяснение сложных тем. Однако немецкое исследование показывает: вместо помощи они создают иллюзию знания и снижают способность к глубокому познанию. Об этом сообщает Technische Universität Braunschweig после исследования Торстена Отто — Technische Universität Braunschweig.

Исследование на студентах: видео vs текст

В первом эксперименте приняли участие 120 студентов, разделенных на четыре группы. Две из них получили новые знания в форме текстов, две другие — через подборки коротких видео, подобных Instagram Reels или TikTok.

Через некоторое время участников проверили: сначала короткий тест на запоминание фактов, затем — практические задания для применения знаний. Результаты показали значительное преимущество тех, кто учился по тексту — они усвоили больше и смогли лучше адаптировать информацию.

Эти данные совпадают с предыдущими исследованиями: уже после трех минут просмотра коротких клипов наблюдалось преимущество поверхностного обучения — сосредоточение на быстром усвоении, а не на глубине и понимании.

Таким образом видеоформат, хоть и привлекает внимание, не заменяет текстовые материалы для настоящего усвоения знаний.

Исследование взрослых: восприятие себя и реальная логика

В другом исследовании приняли участие 170 взрослых в возрасте от 18 до 52 лет. Их опросили относительно привычки смотреть короткие образовательные видео и попросили оценить собственную логичность мышления.

Результат оказался красноречивым — те, кто часто выбирал ролики как источник знаний, хуже оценивали себя и действительно показывали более низкие результаты в тестах на логику. Это подтверждает предположение, что поверхностное потребление контента не способствует развитию рационального мышления.

Однако исследователь Торстен Отто предупреждает: «Возможно, люди с худшими результатами просто больше смотрят видео». И здесь открываются двери для новых выводов.

Сейчас понятно: короткие видео способны создать ложное ощущение выученного, но в то же время не позволяют развить настоящее логическое мышление.

Почему короткие форматы работают поверхностно?

Отто и коллеги из Института педагогической психологии выявили несколько причин, почему Reels и TikTok редко помогают в действительном обучении:

Эти утверждения соответствуют «Теории мультимедийного обучения» — она указывает, что эффективное познание требует сбалансированного влияния визуальных и слуховых каналов без перегрузки.

Что рекомендует исследователь?

Форматы видео не осуждаются Отто — они имеют преимущество в привлечении внимания. Однако он настаивает: их надо использовать выборочно — не заменять классические методы обучения.

«Если удается использовать их внимание — это плюс. Но надо не забывать о тексте, анализе, глубокой проработке», — объясняет он.

Он также советует преподавателям и родителям говорить с учениками о вреде быстрого просмотра: исключать уведомления, уменьшать интенсивность стимулов и балансировать обучение.

Очевидно: нужны дополнительные исследования, чтобы понять, как сделать формат рилсов более эффективным и стоит ли его комбинировать с текстом.

Кому это важно?

Во время информационной войны и массового контента, где образование важно для сопротивления дезинформации, вопрос формата изложения становится ключевым. Украинские преподаватели, родители и студенты могут воспользоваться выводами Отто: сочетать видео с текстом, не заменять одно другим.

Это также сигнал для ed-tech стартапов — создавать продукты, которые не только развлекают, но и обеспечивают глубокое усвоение. Для государства же — инвестировать в критическое мышление, чтобы образованное поколение не поддавалось манипуляциям.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: