Стали известны результаты масштабного исследования по буллингу в украинских школах
51,3% опрошенных учеников отметили, что когда-либо сталкивались с буллингом
Министерство образования и науки Украины поддержало проведение общенационального репрезентативного исследования "Буллинг и толерантность в учебных заведениях после 24 февраля 2022 года". Исследование, проведенное в ноябре 2023 - январе 2024 года, охватило 5576 учеников 5-9 классов (в возрасте 10-14 лет) из всех регионов Украины, кроме временно оккупированных территорий, пишет МОН.
Цель - выявить уровень распространенности буллинга среди школьников, его видов и причин, а также изменений после начала полномасштабного вторжения России.
Ключевые результаты:
1. Распространенность буллинга:
- 51,3% опрошенных учеников отметили, что когда-либо сталкивались с буллингом: 55,9%, девушек и 46,2% парней.
- 24,7% учеников стали мишенями буллинга с начала полномасштабного вторжения.
- Чаще всего буллинг случался в Киеве (33,7% учеников). В целом это более распространенное явление для городов, в частности областных центров (34,4%).
- В сельской местности 25,3% учеников заявили о буллинге. В городах районного значения и других городах - соответственно 25,8% и 24,1%).
- Реже всего о случаях буллинга сообщали ученики восточных (18%) и южных (22%) областей.
2. Разновидности буллинга:
- призывы дружить с определенными друзьями (25,9%);
- распространение ложных слухов (24,0%);
- получение оскорбительных онлайн-сообщений (21,4%)
- пренебрежительные и унизительные отзывы о внешности (21,8%);
- шутки или рассказы анекдотов так, чтобы было понятно, что это якобы о мишени буллинга (18,3%).
3. Основные поводы для буллинга:
- внешность (28,7%). Девушки чаще, чем парни заявляли о буллинге на этом основании: 35,2% против 26,9%;
- особенности поведения - слишком активная, застенчивая или нерешительная, слишком непохожая на других и т.д. (22,6%);
- мировоззрение, отличное от мнения других (21,5%);
- предпочтения или хобби (18,7%);
- языковой признак: 8,3% для русского языка и 6,9% для украинского языка.
4. Обращение за помощью:
- 59,4% пострадавших от буллинга обращались за помощью.
- Чаще всего обращались к родителям и учителям.
- Девушки чаще обращались за помощью, чем юноши: 62,4% против 55,8%.
- С увеличением возраста опрошенных уменьшается частота обращений за помощью. Среди учащихся 5 классов за помощью обращались 68,1%, среди 9 классов этот показатель сокращается до 47,9%.
5. Реакция школы на буллинг:
- 12,4% случаев - в школу вызвали родителей и обидчика, и пострадавшего.
- 14,7% случаев - вызывали или родителей обидчика, или родителей пострадавшего.
- Самым эффективным методом оказалось привлечение психолога (68,4% случаев прекращения или ослабления буллинга). В то же время сочетание разных методов одновременно дало лучшие результаты при работе с буллингом.
6. Вовлеченность взрослых в буллинг:
- 19,6% опрошенных отметили, что учителя или другие взрослые из школы, которые были свидетелями травли, не сделали ничего.
- 14,7% респондентов сталкивались с ситуациями, когда в буллинг были вовлечены родители одноклассников (например, кто-то из родителей публично высказывается оскорбительно о ребенке или призвал его бойкотировать).
Исследование выявило ряд проблем, в частности недостаточную реакцию учителей на случаи буллинга и потребность учеников в психологической поддержке.
Результаты исследования будут использованы для совершенствования политики противодействия буллингу в украинских школах, разработки эффективных механизмов реагирования на такие случаи и создания безопасной образовательной среды для всех учеников.
Исследование проведено аспиранткой Института социальной и политической психологии НАПН Украины, гостевой исследовательницей Принстонского университета Анастасией Мельниченко и кандидатом экономических наук, доцентом кафедры социальной работы и реабилитации Натальей Тиликиной методом онлайн-опроса через платформу "Qualtrics".
Больше новостей читайте на GreenPost.