- Главная
- Новости
- Эко
- Отходы & загрязнения
- Разрешительная и лицензионная система – инструменты комплексного государственного регулирования отношений в сфере управления отходами
Разрешительная и лицензионная система – инструменты комплексного государственного регулирования отношений в сфере управления отходами
Результатом реализации таких подходов должно стать уменьшение негативного влияния на окружающую среду.
Верховной Радой Украины 20 июня 2022 г. принят Закон Украины «Об управлении отходами» (далее - Закон) - фундаментальный акт законодательства для развития сферы управления отходами, который 9 июля 2023 г. вступил в силу.
Закон предусматривает внедрение действенных механизмов в сфере управления отходами как на этапе их образования и повторного использования компонентов, имеющих ресурсную ценность, так и на этапе сбора, обработки и удаления. Закон основывается на принципах и лучших практиках европейского законодательства, определенных Рамочной Директивой № 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. «Об отходах и отмене некоторых директив».
Заключительными и переходными положениями Закона определено, что субъекты хозяйствования в сфере управления опасными отходами, осуществляющие сбор и обработку опасных отходов, обязаны получить лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего Закона.
Кроме того, Закон Украины «Об управлении отходами» содержит норму, которая обязывает субъектов хозяйствования в сфере управления опасными отходами получить лицензию на осуществление соответствующей хозяйственной деятельности, а не переоформить и не определяет отдельную процедуру для субъектов хозяйствования, которые уже имеют такую лицензию до вступления в силу Закона.
Вместе с тем, необходимо отметить, что принято постановление Кабинета Министров Украины от 05 декабря 2023 г. № 1278 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами».
Также до выдачи лицензии обязательной проверке подлежит соответствие материально-технической базы соискателя лицензии установленным требованиям. Основанием для проведения проверки является заявление предприятия в сфере управления опасными отходами.
В Министерстве юстиции Украины 04 декабря 2023 г. за № 2099/41155 зарегистрирован приказ от 31 ноября 2023 г. №729 «Об утверждении Порядка осуществления проверки соответствия материально-технической базы соискателя лицензии технологическим требованиям к осуществлению хозяйственной деятельности по управлению отходами, правилам технической эксплуатации установок и технологическим регламентам».
Утверждено постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка выдачи, отказа в выдаче, аннулировании разрешения на осуществление операций по обработке отходов».
Также было принято постановление Кабинета Министров Украины от 31 ноября 2023 г. № 1137 «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 18 марта 2022 г. № 314», разрешающее субъектам хозяйствования, до утверждения Порядка, получить разрешение путем предоставления декларации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2022 года № 314 «Некоторые вопросы обеспечения хозяйственной деятельности в условиях военного положения».
Кроме того, пунктом третьим части первой статьи 1 Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» планируемая деятельность – планируемая хозяйственная деятельность, включающая строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, расширение, перепрофилирование, ликвидацию (демонтаж) объектов, другое вмешательство в природную среду; планируемая деятельность не включает реконструкцию, техническое переоснащение, капитальный ремонт, расширение, перепрофилирование объектов, другие вмешательства в природную среду, которые не оказывают значительного влияния на природную среду в соответствии с критериями, утвержденными Кабинетом Министров Украины.
Согласно статье 3 Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» к первой и второй категории видов планируемой деятельности и объектам, которые могут оказать значительное влияние на окружающую среду и подлежат оценке воздействия на окружающую среду, среди прочего отнесены:
- объекты обработки опасных отходов;
- объекты обработки не опасных отходов мощностью 100 тонн в сутки или более;
- объекты обработки не опасных отходов мощностью менее 100 тонн в сутки.
Следовательно, процедуру оценки воздействия на окружающую среду обязательно проходят те объекты и проекты, которые имеют значительное влияние на окружающую среду, согласно Закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду».
Частью третьей статьи 17 Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» определено, что выводы государственной экологической экспертизы, полученные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют силу и имеют статус вывода по оценке воздействия на окружающую среду.
Частью первой статьи 44 Закона предусмотрено, что хозяйственная деятельность по управлению опасными отходами осуществляется субъектами хозяйствования на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и в соответствии с лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами.
К хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами относится:
- комплекс операций по сбору и обработке опасных отходов;
- сбор и хранение опасных отходов для дальнейшего их экспорта с целью их обработки или удаления.
Получение лицензии исключительно на операции по сбору отходов или на операцию хранения отходов возможно, при наличии нотариально удостоверенного договора между экспортером и лицом, отвечающим за обработку отходов, в котором определены методы экологически обоснованного управления отходами.
Новые Лицензионные условия теперь вводят:
- новые кадровые требования, дополнительное регулирование действий лицензиата в случае ремонтных работ, остановку действия лицензии;
- обязанность лицензиата обеспечивать контроль соблюдения медико-санитарных нормативов и регламентов на объектах окружающей среды (на земле, в воде, недрах, атмосферном воздухе, растительном и животном мире на уровне их загрязнения). а также проведение систематической очистки и дезинфекции рабочих мест работников, помещений и оборудования;
- запрет на совместное использование материально-технической базы несколькими субъектами; автоматизация контроля технологических процессов, очистка выбросов;
- минимальные технологические требования к материально-технической базе, а именно температуры сжигания 850 и 1200 градусов, что обеспечит более экологичное управление отходами и уменьшение загрязнения атмосферного воздуха.
В связи с вышеизложенным, можем сделать следующие выводы:
Разрешительная и лицензионная система в сфере управления отходами, внедрение которой определено Законом, является инструментом комплексного государственного регулирования отношений в этой сфере. Ее внедрение обеспечит прозрачность и открытость ведения предпринимательской деятельности, вывод из тени оборота отходов, легализацию осуществления операций с ними, создание предпосылок для привлечения отходов в хозяйственное обращение, внедрение передовых европейских технологий и практик управления отходами. Результатом реализации таких подходов должно стать уменьшение негативного влияния на окружающую среду, развитие инфраструктуры управления отходами, создание новых рабочих мест, уменьшение социального напряжения, рост поступлений в бюджеты разных уровней и т.д.
Больше новостей читайте на Green Post.