Вверх
Дать отзыв

Разлив мазута в Черном море: что известно и какие возможны последствия этой катастрофы

«Дальнейшие масштабные аварии статистически неизбежны».

7 мин на прочтение21 час назад
Волонтеры ухаживают за птицей с загрязненными перьями. Нефть разлилась в Керченском проливе после аварии двух российских танкеров. Волонтеры ухаживают за птицей с загрязненными перьями. Нефть разлилась в Керченском проливе после аварии двух российских танкеров.
Поделиться:

Пляжи на Черном море все еще загрязнены черными токсичными пятнами после аварии двух российских нефтяных танкеров: на побережье аннексированного Крыма и материковой части России волонтеры пытаются локализовать последствия разлива нефти .

Что же произошло?

В середине декабря два российских нефтяных танкера «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение во время сильного шторма в Керченском проливе, соединяющем Черное море с Азовским между материковой частью России и Крымским полуостровом, вылив в воду большое количество токсичных веществ. . Один из танкеров развалился на части, в результате чего погиб член экипажа. Другое судно сели на мель у побережья российского полуострова Тамань — напротив аннексированного Россией Крыма.

После аварий мазут на многие километры разлился на побережье . В начале января власти Краснодарского края и Крыма объявили чрезвычайное положение в регионе. Это может стать одной из самых больших экологических катастроф в регионе за последние годы. Об «экологической катастрофе» говорил и российский правитель Владимир Путин.

Поступают сообщения о погибших дельфинах. С чем это связано?

Большие морские млекопитающие, судя по всему, тоже погибли в результате аварии. По данным российской экологической организации «Дельфа», с момента аварии танкера на берег выбросило 32 трупа китообразных. Большинство погибших животных – азовские морские свиньи, небольшая группа исчезающего подвида (Phocoena phocoena relicta). Они «вероятнее всего» погибли в результате разлива нефти, сообщили экологи. Точную причину гибели могут выяснить только лабораторные исследования.

«Сейчас морские свиньи зимуют в Азовском море. В Черном море осталось около 5000 особей этого подвида. Авария представляет серьезную угрозу для популяции», — сказал Павел Голдин, морской биолог ведущего зоологического института Украины в Киеве, специалист по морским свиньям. В Красном списке Международного союза охраны природы (МСОП) черноморские морские свиньи отнесены к категории под угрозой исчезновения.

«Во всем мире морские свиньи находятся под угрозой как непреднамеренный прилов, особенно в жаберных сетях», — говорит морской биолог Аня Галлус из Немецкого океанографического музея в Штральзунде. 

Сколько нефти утекло и где она дрейфует?

По данным российских источников, суда перевозили около 9 200 т нефти. Говорят, что каждому из них было больше 50 лет. Оценки количества вытекшей в воду после аварии нефти различаются: российское информационное агентство «РИА» в декабре сообщило о 3 700 т, в то время как в других отчетах говорилось более чем о 4 000 т. В начале января российское правительство объявило, что в море утекло примерно на 2400 т меньше нефти, чем предполагалось ранее.

Между тем, токсичная нефть достигла района вокруг портового города Севастополь в Крыму, крупнейшего города на полуострове, примерно в 250 км от Керченского пролива. На материковой части России пострадали пляжи Анапа и Темрюк в Краснодарском крае. В воскресенье Россия сообщила, что уже вывезено более 86 000 тонн загрязненного песка и почвы. В конце декабря власти оценивали общее количество загрязненного песка и почвы в 200 000 т. Эти цифры не проверяются независимым образом.

О какой нефти идет речь?

Вытекающее из танкеров в море вещество называется мазутом. Это низкосортная, вязкая тяжелая нефть, используемая в качестве печного топлива и топлива для паровых двигателей. Его добывают практически только в России, Казахстане, Туркменистане и Азербайджане. По информации Гринпис Украины, поврежденные танкеры уходили из Волгограда и предназначались для доставки топлива для российского флота.

По сообщениям СМИ, Министерство транспорта России объяснило, что специальная нефть застывает при температуре 25 °C и, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность. Вместо этого она опускается на дно или остается во взвешенном состоянии в толще воды. Нет «проверенных технологий» для удаления нефти из воды, говорится в отчете. Поэтому важнейшим методом является сбор нефти, как только она выбрасывается на побережье.

Как проходят работы по очистке?

Согласно российским источникам, тысячи волонтеров помогают очищать пляжи. Загрязненный нефтью песок нужно сгребать в мешки и утилизировать. По последним подсчетам уже очищено более 68 км побережья. Однако ветер и волны усложняют работу.

Экологические проблемы Разлив мазута Крым Черное море Нефть
Загрязненный песок собирают в мешки на пляже в Краснодаре. Работы по очистке проводят волонтеры. Фото: Сергей Пивоваров/ Reuters

Но есть также необычно четкая критика действий российских властей со стороны самой России: Виктор Данилов-Данильян, руководитель Института водных проблем Российской академии наук, еще 25 декабря заявил журналистам, что не было ни бульдозеров, ни грузовиков, практически никакой тяжелой техники. У волонтеров были только «лопасти и бесполезные полиэтиленовые пакеты, которые рвутся». Это было «немыслимо». Штормы тоже толкали наполненные мешки обратно в море, прежде чем их можно было вывезти. Помощникам не хватает надлежащего защитного снаряжения. Данилов-Данильян являлся министром охраны окружающей среды Российской Федерации с 1991 по 1996 год.

Каковы последствия нефтяных разливов для окружающей среды?

Разливы нефти разрушительны для морских животных: плавающее по морю нефтяное пятно забивает перья морских птиц, мех тюленей, жабры рыб и легкие китов и других морских млекопитающих, заставляя их умирать в муках. В то же время планктон и другие крошечные морские животные поглощают токсичные вещества из нефти, что позволяет им попадать в морскую пищевую цепь и годами наносить ущерб экосистемам.

Как долго нефть остается в море?

После крушения нефтяной вышки Deepwater Horizon в 2010 году – крупнейшего в истории разлива нефти в водах США – ученые провели долгосрочные исследования, чтобы выяснить, как долго нефть разлагается в океане (Annual Review of Marine Science: Passow/Overton: 2021). Результаты показали, что в то время как более легкие компоненты относительно быстро разлагаются бактериями, более тяжелые нефтяные пятна, опускающиеся на морское дно, остаются там десятилетиями. В морских глубинах, где кислорода не хватает, микробы разлагают нефть очень медленно. Как следствие, токсины продолжают наносить ущерб плодородию морских обитателей еще долго после того, как нефтяное пятно уже не видно. Остатки нефтяных разливов можно найти в рыбе и моллюсках, которые мы, люди, потребляем в пищу.

Связан ли разлив нефти с войной?

Из-за продолжающейся российской агрессивной войны против Украины ощущается нехватка поддержки из-за границы. В то же время, трудно проверить российские цифры и данные. Это начинается с точного местонахождение танкеров: говорят, что автоматическая передача навигационных данных была деактивирована на поврежденных судах за несколько дней до аварии.

Информацию о повреждении кораблей в украинских СМИ прокомментировал представитель ВМС Украины. Он заявил, что танкеры, потерпевшие крушение, были предназначены для использования на реках и для загрузки других морских судов. Они не были предназначены для передвижения по штормовому морю.

Наталья Гозак, офис-менеджер Гринпис Украина, указала на еще одну связь между аварией танкера и войной.

«Авария является предупредительным знаком гораздо большей проблемы: российского теневого флота. Россия использует этот флот устаревших танкеров для экспорта сырой нефти и поддержки войны в Украине», — сказала она.

«Большинство из более тысячи танкеров российского теневого флота безнадежно устарели, имеют фиктивные страховые полисы, скрывают своих настоящих владельцев и часто перегружают нефть в море. Дальнейшие масштабные аварии статистически неизбежны», — написал советник президента Украины Михаил Подоляк.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Эко
Нефтепродукты после аварии российских танкеров могут достичь Одессы. ФОТО: Крымские пляжи в мазуте / Крым.Реалии
Нефтепродукты после аварии российских танкеров могут достичь Одессы
1 мин на прочтение3 часа назад
Украина восстанавливает контроль за выбросами парниковых газов: Рада приняла важный экологический закон
Верховная Рада сделала обязательной отчетность о выбросах парниковых газов в Украине
1 мин на прочтение4 часа назад
День вращения Земли: зачем отмечают такой странный праздник?
3 мин на прочтение10 часов назад
Фото из соцсетей
Оригинальные клумбы на даче: идеи, которые превратят ваш сад в арт-объект (ФОТО)
3 мин на прочтение20 часов назад
Контрабандист пытался подкупить пограничника ради перевозки экзотических животных
1 мин на прочтениеВчера
Утверждены требования к выводам о выдаче интегрированного экологического разрешения в Украине
1 мин на прочтениеВчера
Предприятие отказалось возместить причиненный вред окружающей среде в размере почти 850 тыс. грн
1 мин на прочтениеВчера
В Украине пояавятся эко-индустриальные парки
1 мин на прочтениеВчера
Больше из GreenPost