- Главная
- Новости
- Здоровье
- Медреформа
- Прибавка за выслугу лет медработникам: юристы рассказали, кто ее может получить
Прибавка за выслугу лет медработникам: юристы рассказали, кто ее может получить
Обязан ли ЗОЗ устанавливать такие надбавки?
Кто из медработников может рассчитывать на прибавку за выслугу лет? Об этом рассказали юристы Телеграмм-канала «Медицинское право Украины».
Прибавка за выслугу лет медработникам начисляется и выплачивается в соответствии с Порядком выплаты надбавки за выслугу лет медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 N 1418.
Надбавка за выслугу лет распространяется на медицинских и фармацевтических работников:
✔ работающие на указанных ниже должностях в любых государственных и коммунальных учреждениях, учреждениях, организациях независимо от подчинения;
✔ условия оплаты труда которых определяются в соответствии с условиями оплаты труда работников государственных и коммунальных ЗОЗ.
Работники, которым может быть установлена надбавка за выслугу лет:
- руководители ЗОЗ;
- заместители руководителей среди врачей;
- заместители по медсестринству;
- руководители структурных подразделений из числа врачей;
- главные медсестры;
- врачи всех специальностей;
- профессионалы с высшим немедицинским образованием, допущенные к медицинской деятельности в ЗОЗ;
- руководители фармацевтических (аптечных) заведений;
- заместители руководителей фармацевтических (аптечных) заведений;
- руководители структурных подразделений из числа фармацевтов и помощников фармацевтов;
- фармацевты всех специальностей;
- младшие специалисты по медицинскому и фармацевтическому образованию/ профессиональные младшие бакалавры, специалисты с начальным уровнем (краткий цикл) высшего образования (младший бакалавр), первым (бакалаврским) уровнем медицинского и фармацевтического образования и магистрам по медсестринству;
- помощники энтомолога
Предприятия самостоятельно определяют свою организационную структуру, устанавливают численность работников и штатное расписание (ч.3 ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины; ГК).
Такую же норму содержат Методические рекомендации Минздрава по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренные рабочей группой по реформе финансирования сферы здравоохранения Украины, от 14.02.2018.
Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат предприятия, учреждения, организации устанавливают самостоятельно в коллективном договоре.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, как и надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливает собственник или уполномоченный им орган.
КНП не обязаны производить оплату труда работников согласно ЕТС, а самостоятельно могут устанавливать размер зарплат, надбавок, доплат и т.п. и утверждать их в коллективном договоре.
Если у медучреждения нет коллективного договора, то его руководство согласовывает эти вопросы с профсоюзным представителем (ст. 97 Кодекса законов о труде Украины; КЗоТ, ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 Nº 108/95-ВР).
Согласно Постановлению N 1418 медицинские работники имеют право ежемесячно получать надбавку за выслугу лет в процентах к должностному окладу.
Надбавка за выслугу лет в государственном или коммунальном учреждении здравоохранения исчисляется исходя из должностного оклада (с повышением) работника без учета других надбавок и доплат.
Но обязан ли ЗОЗ устанавливать такие надбавки?
Чтобы определить порядок применения правовых норм по установлению надбавок за выслугу лет, следует выяснить полномочия органа, утвердившего соответствующие надбавки, а также область применения таких надбавок.
Любой государственный орган, включая КМУ и Минздрав, обязан действовать исключительно в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины).
Действующее законодательство предоставляет КМУ полномочия в сфере регулирования условий оплаты труда только работников, работающих на предприятиях, финансируемых из государственного или местного бюджета.
То есть, постановления КМУ по определению условий оплаты труда не касаются тех предприятий, которые не получают средств из бюджета. Эта норма распространяется и на надбавки, в частности за выслугу лет.
Также следует учитывать, что оплата по заключенным с НСЗУ договорам не является финансированием из бюджета. Иначе любые частные заведения, заключившие договоры с НСЗУ, считались 6 финансируемыми из бюджета заведениями.
Между тем существует множество случаев, когда наряду с медуслугами по договорам с НСЗУ КНП предоставляют медуслуги в пределах соответствующих местных программ, которые реализуют за счет местного бюджета отдельной территориальной общины.
Законодательство не определяет процент денежных поступлений из бюджета, которые давали бы основания утверждать, что соответствующий 303 финансируется из бюджета.
Поэтому любое финансирование дает формальные основания для утверждения, что даже КНП, получающее какие-либо средства из бюджета, является предприятием с бюджетным финансированием. Поэтому следует применять доплаты, согласно постановлению КМУ от 29.12.2009 Nº 1418. Такой позиции придерживаются представители Гоструда.
Итак, все зависит от того, получает ли КНП финансирование из местного бюджета. Если не получает, то доплаты можно не производить. Если получает, опровергнуть доводы Гоструда, к сожалению, будет невозможно в связи с недостатками законодательства.
Больше новостей читайте на GreenPost.