Почему вредная еда так вкусна? Врач объясняет, в чем дело
Почему наши вкусовые рецепторы «сходят с ума» от вредного фастфуда?
Сладости, картофель фри, жареные куриные ножки в хрустящей панировке, нежнейшие пончики, излучающие аромат и наслаждение свежайшей сдобы и протекающие сливочным маслом… Мало кто скажет, что безразличен к тому, что называют вредной пищей. Почему же для большинства жирное, соленое, сладкое такое привлекательное и аппетитное? Почему наши вкусовые рецепторы «сходят с ума» от вредного фастфуда? Вот что об этом рассказывает врач высшей категории, к.м.н. Ирина Колесникова.
Известный американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии Майкл Мосс в своей книге «Соль, сахар, жир: как нас зацепили пищевые гиганты» рассказывает, почему вредная еда так вкусна и кто в этом виноват. По мнению писателя, все дело в разработанной им теории точки блаженства.
Еще на школьных уроках биологии нам рассказывали о так называемой карте языка — мол, разные участки языка ответственны за распознавание пяти основных предпочтений: горького, соленого, сладкого, острого, кислого. Но на самом деле это давно устаревшая теория.
Многочисленными исследованиями доказано, что вся ротовая полость буквально «дурачится» от сахара. В каждом из 10 тысяч вкусовых сосочков, которые расположены на поверхности языка, есть специальные рецепторы, восприимчивые к сладкому вкусу. И все они так или иначе связаны с отделами головного мозга, отвечающими за удовольствие.
Более того, ученые до сих пор делают открытие о расположении вкусовых рецепторов, восприимчивых к сладкому вкусу, по всей длине пищевода, вплоть до желудка и поджелудочной железы.
Сладкий вкус показывает нашему мозгу, что пища полна энергии, он разжигает аппетит.
Человечество же развивалось в среде, где сладкой пищи не было достаточно. Поэтому когда человек видит сладкое, имеет его в своем доступе, у него возникает своеобразное эмоциональное возбуждение, усиливающееся при употреблении сладкого.
Причем, чтобы получить удовольствие, даже не нужно есть чистый сахар. Подойдет любой рафинированный крахмал, который наш организм превращает в сахар прямо во рту с помощью фермента амилазы. Чем быстрее организм превращает крахмал в сахар, тем быстрее мозг получает награду. Продукты высокой степени очистки (быстрые углеводы) доставляют мгновенное удовольствие, поэтому мы их так любим.
Оптимальное соотношение сахара, в котором чувственное удовольствие достигает максимума, — и есть точка блаженства. Примечательно, что после достижения пика удовольствия оно начинает снижаться. То есть формула «больше сахара – больше удовольствия» не работает.
А вот у жира такой граничной точки нет. И это один из ответов на не менее популярный вопрос: почему от фастфуда так быстро набирают вес. Добавление сахара в жирные продукты играет против потребителя. Такие продукты наш организм не воспринимает жирными.
Для большинства обывателей они просто сладкие. Жир в таких продуктах вроде бы спрятан. При этом вкусовая привлекательность пищи усиливается. То, что на самом деле практически сладким жиром, не отталкивает. Скорее, наоборот.
Во многих чипсах, печеньях, пирожных и других сладко-жирных продуктах питания на жир приходится половина, а то и большинство калорий.
При этом далеко не все чипсы и печенье потребитель назовет жирными. Поэтому, чтобы не попасть в ловушку, важно читать этикетки и внимательно относиться к составу продукта.
Есть еще один очень важный нюанс: форма решает все. Возьмем, например, жидкий сахар. В бутылке объемом 1,5 л газированной содержащейся 44 чайные ложки сахара. А выпивается она так же легко, как маленькая баночка. Дневная норма потребления сахара на человека – 5 чайных ложек. А здесь 44 на 1,5 л напитка!
Норма превышена почти в 10 раз одним только напитком. Но ведь сахар входит в состав практически всех продуктов из дневного рациона человека: хлеба, макарон, того же кетчупа и т.д. А если еще добавить в течение дня какие-то вредности: чипсы, колбасы или сосиски в тесте, пиццы и т.д., то можно только догадываться, во сколько раз будет превышен дневной калораж по сравнению с реальными потребностями в энергии.
Говард Московиц, американский психофизик, первым понял, как легко и просто подцепить человека на крючок, буквально влюбляя его в продукт и заставляя покупать нужный товар снова и снова.
Сахар, жир и немного соли — то же комбо, которое вызывает просто необыкновенное удовольствие для нервной системы человека, для нашего мозга, насыщая его яркими эмоциями.
Благодаря Говарду Московицу пищевые технологи получили в свое распоряжение «золотую жилу». Из-за гремучей смеси жира, сахара и соли вверх пошли продажи всевозможных готовых соусов, замороженных полуфабрикатов, продуктов из обработанного мяса, блюд быстрого приготовления, сухих закусок и т.д. И это то, за что потребитель готов платить деньги.
Больше новостей читайте на GreenPost.