Морские суда наносят необратимый вред экосистеме Антарктики - исследование
Надежды на то, что Антарктика и ее ледяные воды остались нетронутыми, стремительно тают.

Когда-то отдаленные и ледяные воды Антарктики считались относительно нетронутыми человеческой деятельностью, но новое исследование морских биологов развеивает эти надежды. Ученые доказали, что корабли наносят долгосрочный ущерб морскому дну, что приводит к значительному разрушению уникальных экосистем региона.
Надежды на то, что Антарктида и ее ледяные воды остались нетронутыми, стремительно тают. Новое исследование морских ученых показало, как деятельность человека, в частности судоходство, оставляет глубокие шрамы на морском дне, нанося непоправимый ущерб странным и уязвимым экосистемам этого региона.
Исследователи использовали подводные камеры для документирования морского дна в 36 местах вдоль Антарктического полуострова и острова Южная Джорджия. Полученные кадры четко демонстрируют, как якоря и якорные цепи оставляют после себя многочисленные рубцы, борозды и отложения грязи на дне океана.
В местах, где волочились якоря, морская жизнь почти полностью отсутствовала или была серьезно повреждена. Среди разрушений остались лишь колонии разбитых губок и поразительное отсутствие других морских видов. В таких условиях почти невозможно найти антарктическую морскую звезду или гигантского антарктического осьминога. В то же время на прилегающих к местам якорения участках морская жизнь процветала.
"Наблюдаемые повреждения едва не задели три гигантские губки-вулканы, которые считаются старейшими животными на планете и могут жить до 15 000 лет", - отметил в своем заявлении Мэтью Малреннан, ведущий автор исследования, морской ученый и основатель организации KOLOSSAL.
"Странные и удивительные животные, подвергающиеся воздействию, такие как губки, важны для фильтрации воды, поглощения углерода и обеспечения убежища, пищи и сложных сред обитания, что приносит пользу всей морской экосистеме, включая пингвинов и тюленей - животных, которых приезжают увидеть туристы", - добавил Малреннан.
Все эти изменения произошли относительно недавно. В последние годы в Антарктиде наблюдается значительное увеличение количества туристических лайнеров, а также научно-исследовательских и рыболовных судов. Только за сезон 2022-2023 годов в пригодных для якорения водах вокруг Антарктиды было зафиксировано не менее 195 судов. Считается, что в регионе без надлежащих лицензий может работать гораздо больше нерегулируемых кораблей.
Главная проблема заключается в том, что хотя ущерб наносится за несколько лет или десятилетий, восстановление, вероятно, займет гораздо дольше. Жизнь в Антарктике существует в другом временном масштабе. Многие виды, обитающие на глубинах, где бросают якоря, растут медленно и являются стационарными, часто тратя десятилетия (или даже столетия) на создание своих колоний. Внезапное разрушение не позволит им восстановиться за одну ночь.
"Мы знаем, что следы от якорей на тропических рифах могут оставаться десятилетия. В илистом осадке шрамы могут быть заметны и через десять лет. Восстановление экосистемы очень зависит от конкретного места. В холодных водах все растет гораздо медленнее, поэтому я ожидаю, что восстановление продлится дольше, чем выше широта", - пояснила доктор Салли Уотсон, соавтор исследования и морской геофизик из Национального института водных и атмосферных исследований Новой Зеландии.
Уровень разрушения настолько серьезный, что исследователи сравнивают якорение в Антарктиде с донным тралением - чрезвычайно деструктивной практикой рыболовства.
"Якорение, вероятно, является наиболее недооцененной проблемой сохранения океана с точки зрения глобального разрушения морского дна; оно соизмеримо с вредом от донного траления, - подытожил Малреннан, - Это насущная экологическая проблема, но она остается без внимания, потому что ее не видно".
Ученые отмечают необходимость дальнейших исследований кратко- и долгосрочных последствий якорения, а также важность получения более четкой картины судоходства в Южном океане для определения, нужны ли более строгие меры для защиты его будущего.
Больше новостей читайте на GreenPost.







