Легализация химикатов на территории Украины

7 мин на прочтение27 Апреля 2021, 16:51

Под эгидой научных исследований в Украине могут открыть рынок незарегистрированных пестицидов.

Верховной Радой Украины в очередной раз рассматривается законопроект о внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» в части отмены необходимости подтверждения регистрации препаратов, которые завозятся на территорию Украины с целью государственных испытаний и научных исследований в стране, где эти препараты производятся.

Прошедшие созывы Верховной Рады Украины отвергали указанные изменения, еще на этапе их согласования и вот сейчас законопроект под номером 2289 уже на финальной стадии его принятия, проект готовится ко второму чтению.

По словам лоббистов указанного законопроекта, его основной целью является «разблокирование» ввоза на территорию Украины «инновационных» продуктов. Действительно ли это так, кто лоббирует и кому выгодно принятие указанного законопроекта, попробуем разобраться.

Основными лоббистами указанного законопроекта являются бизнес-ассоциации, в состав которых входят крупные и довольно известные мультинациональные агрохимические компании.

Суть и история проблемы.

Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» был принят в далеком 1996 году. С тех пор он претерпел много изменений.

Статья 4 указанного закона в своей первой редакции предусматривала возможность ввоза на территорию Украины препаратов без обязательной регистрации в Украине как для целей государственных испытаний, научных исследований, так и для коммерческого использования по специальным разрешениям.

Связано это было с тем, что Украина как молодое аграрное государство была импортозависимой в части обеспечения аграрного сектора средствами защиты растений и удобрениями, а национальная система регистрации только формировалась.

Вот тогда и появилось требование о подтверждении применения препарата, на который выдается разрешение на ввоз на территорию Украины, в стране, где он производится.

Статья 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» в редакции от 02.03.1995 года.

Со временем указанную норму изменили и исключена была возможность ввоза коммерческих партий без проведения государственной регистрации, разрешение начали выдавать исключительно на исследовательские (мелкие) партии.

Разрешение выдается на научно обоснованное количество препарата, необходимое исследовательскому учреждению для проведения исследований.

Статья 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» в редакции от 23.04.2004 года.

Впоследствии законодатель дополняет Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» перечнем агрохимикатов, которые могут завозиться на территорию Украины без проведения их государственной регистрации, а термин «подтверждения применения» изменен на «подтверждение регистрации» в стране, где они производятся.

Таким образом, требование необходимости подтверждения применения/ регистрации препаратов, которые завозятся на территорию Украины без государственной регистрации существовало с самого начала.

В чем проблема

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что основной целью принятия указанных изменений является невозможность выполнить требования закона из-за того, что:

«...инновационные экспериментальные препараты могут не иметь регистрации в стране, где они производятся, и одновременно находиться в процессе государственных испытаний в стране-производителе в Украине, а также в других странах с высоким уровнем развития сельского хозяйства, к которым относится и Украина, для проверки действенности таких препаратов в различных условиях...».

Возникает вопрос, в чем «инновационность» таких продуктов и чем это подтверждается, если препараты еще нигде не зарегистрированы и находятся в процессе исследования и регистрации.

Отдельно стоит вопрос, почему именно на украинских землях должно происходить исследование новых, неизвестных для рынка продуктов и почему законодатель не устанавливает хотя бы какой-то предохранитель по предотвращению попадания на территорию Украины потенциально опасных пестицидов.

История имеет много примеров, когда выяснялось, что те или иные пестициды, которые считались революционными и инновационными, оказались довольно опасными для окружающей среды и здоровья людей. Приложение 3 к Роттердамской конвенции тому яркий пример.

«...производители средств защиты растений, как правило, изготавливают на одном заводе большое количество различных препаратов, предназначенных для рынков разных стран. В то же время, из-за отсутствия в стране производства препарата вредителей, болезней и сельскохозяйственных культур, которые есть в стране назначения такого препарата, регистрация в стране производства компаниями не проводится в связи с фактической невозможностью полевых исследований...»

Однако есть два но:

Первое: Норма о подтверждении регистрации в стране производства не распространяется на производителей пестицидов, размещающих свои мощности на территории Украины. Указанная норма могла бы быть хорошим стимулом для инвестирования в Украину, строительства новых заводов, создания рабочих мест, развития науки и тому подобное. Однако компании, которые «переживают» за национального производителя не спешат с инвестициями и считают, что лучше разрабатывать препараты для Украины за ее пределами и делать ее импортозависимой в этой части.

Второе: Подтверждение регистрации не привязывается к культуре или вредителям, а фактически требует лишь доказательства того, что препарат исследовался, имеет первичное досье и рекомендации по обращению с ним от производителя, поэтому тезис об отсутствии в стране производителя вредителей и/или необходимой культуры не убеждает.

Для справедливости стоит отметить, что может возникнуть ситуация, когда форма препарата пестицида изготавливается исключительно для украинского рынка с учетом сферы применения, климатических условий, пожеланий аграрных холдингов и тому подобное. В таком случае препарат невозможно завести для проведения государственных испытаний и зарегистрировать в Украине. В связи с этим, по нашему мнению, правильно было бы не удалять норму вообще, а выложить ее в соответствующей редакции, и снять препятствия в исключительных случаях.

«...из-за указанного требования предоставлять документальное подтверждение государственной регистрации средств защиты растений в стране, где они производятся, фактически исключается доступ новейших оригинальных средств защиты растений к государственным испытаниям и последующей регистрации, а также возникает риск потери украинской сельскохозяйственной продукцией своих передовых позиций в связи со снижением качества, безопасности и урожайности украинского зерна; украинские аграрии теряют возможность использовать передовые технологии защиты растений, а Украина теряет свои позиции в рейтинге ведения бизнеса из-за искусственно созданных дискриминационных условий выхода международных инновационных технологий на рынок Украины...»

Во-первых, не упоминается о каких «новейших» препаратах идет речь, в чем их преимущество перед имеющимися.

Во-вторых, почему они несмотря на свою инновационность не имеют регистрации и не используются в стране, где они производятся?

Кроме того, нет примеров препятствий экспорта продукции аграрными производителями из-за отсутствия того или иного препарата.

«...отмена указанного требования позволит создать новые биологические препараты. С помощью инновационных препаратов удастся не только сохранить урожай культур, но и улучшить качество (отсутствие микотоксинов в зерне, карантинных вредителей и т. д.). В частности, применение фунгицидов нового поколения на зерновых приводит к увеличению урожайности последних от 20 до 50 % в зависимости от зоны выращивания. А это — увеличение прибыльности выращивания зерновых, увеличение площадей, а также расширение рынков сбыта украинской продукции растениеводства...»

Создание новых, в частности, биологических препаратов имеет никакого отношения к норме, которая существует в статье 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах». В Украине в последние годы появляется все больше именно украинских предприятий, которые работают в этом направлении.

Кроме того, национальное законодательство предусматривает возможность экспериментальной регистрации препаратов, что позволяет достаточно быстро выводить на рынок новые продукты, при условии, что предыдущие исследования, в частности в стране производства, доказывают их безопасность.

К слову, предлагаем узнать о том, как Минэкологии начинает Всеукраинский дерибан леса, а также как жители Горишних Плавней воюют с гранитным карьером, день и ночь работающим на «Большую стройку».

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: