• Новости
  • Эко

Ледяная луна скрывает океан: о чем свидетельствуют новые исследования Мимаса

Любой, ища инопланетную жизнь, не должен мыслить слишком условно.

3 мин на прочтение16 Февраля 2024, 07:34
Как спутник Сатурна, Мимас все еще почти не был в фокусе наблюдений. Особые приметы: нет. До сих пор. Фото: dpa Как спутник Сатурна, Мимас все еще почти не был в фокусе наблюдений. Особые приметы: нет. До сих пор. Фото: dpa

Луна планеты Сатурн выглядит именно так, как можно было бы ожидать от почти 400-километрового ледяного шара, вращающегося далеко в Солнечной системе и постоянно находящегося под огнем других межпланетных кусков. Мимас усеян бесчисленным количеством меньших кратеров и огромной 130-километровой ударной дырой. Внутренняя часть самого спутника Сатурна похожа на нечто среднее между мячом для гольфа и Звездой Смерти.

Десятилетиями этот довольно скучный внешний вид приводил астрономов к выводу, что скучно и внутреннее пространство. Они считали, что Мимас может предложить не больше водяного льда. Однако это не так, рассказывает Die Zeit.

Астрономы во главе с Валери Лейни из Парижской обсерватории теперь пишут в журнале Nature, что это ошибка: на самом деле под поверхностью ледяной Луны скрывается гигантский, таинственный океан.

Такие океаны в недрах ледяных месяцев уже известны из других спутников Сатурна, таких как Титан и Энцелад, или со спутников Юпитера – Европы, Ганимеда и Каллисто. Однако они очень отличаются от Мимаса: их поверхности покрыты трещинами, на них есть залежи океанической воды. Видимых кратеров на них всего несколько, потому что остальные заполнены водой. На некоторых ледяных спутниках есть гейзеры и ледяные вулканы. Короче говоря, видно, что у них сложная внутренняя жизнь. Мимас, с другой стороны, ничего этого не имеет.

Это означает, что его внутренний океан не отображается на поверхностных снимках. Если вы хотите узнать его внутреннюю жизнь, вам придется проанализировать, например, как небесное тело движется в гравитационном поле своей родной планеты. Это движение раскрывает что-то о внутренней структуре. И именно то, что Лейни и его коллеги сделали на основе данных миссии НАСА «Кассини/Гюйгенс».

С одной стороны, они проанализировали так называемую либрацию Луны, своего рода колебания, возникающие, когда ее вращение вокруг собственной оси и движение вокруг планеты немного расходятся. Кроме того, они проанализировали медленное вращение его эллиптической орбиты, орбитальную прецессию. Результат: наблюдение обоих явлений можно объяснить Мимасу только в модели, в которой океан расположен на глубине от 20 до 30 км под поверхностью.

Но почему этот океан не оставил никаких следов на поверхности? Потому что он еще молод, утверждают астрономы. Считается, что он существует не больше 25 млн лет. С космологической точки зрения, недра Мимаса начали таять только недавно.

Как возможно, что ледяные спутники в люто холодных внешних регионах нашей Солнечной системы содержат теплую воду? Солнце здесь ни при чем, оно там слишком слабое. В то же время источником тепла являются приливные силы, по которым массивная родная планета постоянно раскачивает свои спутники — и чем ближе они вращаются вокруг нее и чем более эллиптические их орбиты, тем они сильнее. Следовательно, событием, повлекшим образование океана Мимас 25 млн лет назад, могло быть взаимодействие между Мимасом и другим спутником, которое продлило орбиту Мимаса и, таким образом, усилило приливной эффект.

Это еще раз показывает, что вещи в космосе часто отличаются от того, что кажется на первый взгляд.

«Ученые должны быть достаточно открыты, чтобы распознавать новые идеи и неожиданные возможности», — говорится в исследовании Мимаса.

Такое отношение может быть особенно полезно, когда речь идет о ледяных спутниках. Там, где есть жидкая вода, условия благоприятны для возникновения внеземной жизни. Таким образом, Мимас учит нас чему-то вроде научно-фантастических историй: любой, ища инопланетную жизнь, не должен мыслить слишком условно.

Больше новостей читайте на GreenPost.