Катастрофы и убытки: что принесет нам речной канал Гданьск-Херсон (Е40)

8 мин на прочтение23 Ноября 2020, 17:16
Танкер "Делфі" заливав нафтою пляжі Одеси вісім місяців. Фото зі сторінки ДЕІ

Власть «впаривает» украинцам опасный и затратный проект.

Когда-то светлые и привлекательные днепровские пляжи залиты черной густой жидкостью, жирная пленка на воде, всю бутылированную воду в супермаркетах раскуплено, берега устланы дохлыми тушками птиц со слипшимися перьями.

Такой будет картина Киева или другого прибрежного города — Черкасс, Запорожья, Херсона, Днепра — когда возле них перевернется танкер с нефтепродуктами. Это вполне реальная перспектива, ведь власть упорно продвигает проект строительства международного речного пути Е40, который должен пройти через Украину-Беларусь-Польшу. В Украине для его существования должны уничтожить реку Припять и «улучшить» Днепр. Среди запланированных к перевозке каналом грузов — нефтепродукты с Мозырского нефтезавода. Они хоть и не столь опасны, как сырая нефть, но тоже отравляют воду и загрязняют берега. Сырую нефть пока выгоднее пригнать в порт «Южный», а оттуда — перебросить по нефтепроводу «Одесса-Броды-Мозырь». Первый танкер с азербайджанской нефтью прибыл в Одесскую область еще весной. Но это пока по нефтепроводу. Не факт, что после строительства Е40 кому-то не захочется пропустить танкер вверх по Днепру.

Справка: одна тонна нефти образует на поверхности пятно площадью 12 км2.

Но даже если разобьется не танкер, а сухогруз — беды не избежать. Дизель из топливных баков тоже нанесет большой вред. Такие аварии уже случались, хотя и не под самыми зонами отдыха или у водозаборов. Например, самоходная баржа«Александр Житник» затонула в Каховском водохранилище в 2017 году. На месте аварии образовалось пятно из нефтепродуктов длиной 6 километров и шириной 50–100 метров.

Самоходная баржа «Александр Житник» затонула в Каховском водохранилище в 2017 году. На месте аварии образовалось пятно из нефтепродуктов длиной 6 километров и шириной 50–100 метров

Кто-то скажет, что есть технологии сбора разлитой нефти, есть Государственная служба по чрезвычайным ситуациям и тому подобное. Ну есть, и что? Танкер «Делфи» убирали с пляжей Одессы восемь месяцев. А что мы будем пить все это время? Сколько заплатим за очистку воды? Ведь в отличие от Европы и Беларуси, где подземные водозаборы, мы пьем из поверхностных источников, из рек.

Забыли о заповедниках

Возможные убытки от аварий, от загрязнений не перечислены авторами и лоббистами проекта Е40, в частности это видно из технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, разработанного консорциумом, возглавляемым Морским институтом (Гданьск, Польша) в 2015 году. Тогда ЕС выделил почти миллион евро на предварительную оценку идеи канала. Значительная часть суммы пошла как раз на это ТЭО, которое оказалось просто-напросто халтурным.

Например, описание возможного влияния на украинские природоохранные территории уместилось... на одной странице. В это описание, например, почему-то не попал Каневский природный заповедник, расположенный непосредственно на берегу Днепра. Часть территории заповедника составляют острова. Это очень ценные территории. Например, на острове Круглик по данным заместителя директора заповедника Виталия Грищенко, расположена колония цапель, насчитывающая более 300 гнезд.

В романтических заливах острова Круглик. Фото Олега Листопада

«Экосистемы пойменных островов заповедника ученые относят к эталонным, поскольку после создания на Днепре каскада водохранилищ подобных островов практически не осталось. Значительный интерес для ученых представляет перестройка природной экосистемы Змеиных островов, вызванная подтоплением островов водами Каневского водохранилища. Здесь большую часть территории занимают вековые дубы и сосны с богатыми подлеском и травяным покровом. В типовые комплексы интенсивно вселяются болотные виды — на одном участке можно встретить сон-траву, камыш и ландыш», — отмечает Виталий Грищенко.

Но авторы проекта Е40 вряд ли об этом знают. Влияние своего детища в заповедник, на его жителей они не исследовали и не рассчитывали. А зря.

Вид на заповедные острова Каневского заповедника с материковой части территории. Фото Олега Листопада

«Большое значение имеет заповедник как место отдыха птиц во время их сезонных миграций. Ежегодно на Днепре у заповедных островов зимует до 30 особей орлана-белохвоста, а с 1996 года эта птица начала гнездиться в заповеднике. На пролете встречается черный аист, неоднократно замечены змееед и балобан. На острове Круглик образовалась большая колония — до 300 гнезд цапли серой. Осенью в заливах и затопленном лесу на этом острове можно увидеть стаи уток, куликов, чаек. Благодаря такой популярности среди пернатых заповедник получил международный статус IBA (Impornant Bird Areas) — территорий, важных для охраны птиц», — информирует Виталий Грищенко.

Экономисты против халтурщиков

ТЭО проекта Е40 было проанализировано белорусскими специалистами трех объединений: «Бизнесовый союз предпринимателей и промышленников им. проф. М. С. Кунявского», «Республиканский союз промышленников и предпринимателей», «Беларуская научно-промышленная ассоциация». Этот анализ показал многочисленные просчеты и откровенные ошибки авторов ТЭО. В частности, заместитель директора Союза предпринимателей и работодателей им. профессора М. С. Кунявського Алесь Герасименко отметил, что этот водный путь будет неконкурентоспособным относительно автомобильного и железнодорожного транспорта, если не будет субсидироваться. То есть, чтобы как-то заставить работать и поддерживать в рабочем состоянии всю эту огромную постройку, придется не только заплатить за строительство, но и за ремонты, текущую эксплуатацию и тому подобное. Согласны ли украинцы на это?

(Украинские субтитры доступны по настройке)

«Правительства должны сосредоточиться на экономически выгодных альтернативах водного пути, таких как модернизация существующей дорожной и железнодорожной инфраструктуры», — считает Алесь Герасименко.

Строиться канал будет за счет государства, то есть за наши с вами деньги, за наши налоги. А пользоваться им и получать выгоду будут частные фирмы.

«Займы на строительство канала будут браться под государственные гарантии. То есть возвращать их придется, скорее всего, из Государственного бюджета, из налогов, которые платит каждый украинец. К тому же, нам придется всем вместе заплатить за смягчение последствий воздействия канала на окружающую среду и ликвидацию непредвиденного экологического ущерба. Возникает естественный вопрос, зачем нам такая перспектива?» — отмечает эксперт Национального экологического центра (НЭЦУ) по вопросам устойчивого развития Александр Гусев.

Затопит два Киева

А еще мы заплатим за меры, которые не самым эффективным способомбудут компенсировать негативное влияние строительства.

Строительство каналов неизбежно меняет природные ландшафты. На фото — участок Днепро-Бугского канала на территории Беларуси. Этот канал должен стать частью Е40. Фото Kanstantyn Haretsky/Экопартнерство/ZOI-network

«Ожидаемый ущерб окружающей среде от этого масштабного строительства существенно недооценен. Е40 повлияет на жизнь около 28,7 млн человек, проживающих на площади около 393 тыс. км2. В Польше и Беларуси под затопление попадут всего около 1900 км2, преимущественно лежащих в долинах рек Висла и Припять. Эти цифры в ТЭО проекта, но мало кто понимает, что это площадь двух таких городов, как Киев», — говорит эксперт НЭЦУ по вопросам изменения климата Георгий Веремийчик.

На сегодня река Припять, которую хотят разрушить лоббисты Е40, является самой сохранившейся рекой Украины, наиболее естественной, ценной.

«Нельзя допустить, чтобы Припять повторила судьбу Днепра. На Славутиче водохранилищами затоплено около 7 тыс. км2 ценных земель, это равно половины территории такой страны как Черногория! Река Днепр потеряла статус реки, и превращена в систему искусственных озер, которые непрерывно заиливаются. Такие же изменения постигнут реку Припять, в случае осуществления проекта Е40», — добавляет Георгий Веремийчик.

Доктор экономических наук, профессор Одесского государственного экологического университета, ведущий научный сотрудник Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Олег Рубель водный транспорт как таковой оценивает положительно. В частности, он считает, что такой транспорт имеет преимущества перед наземными видами транспорта в случае транспортировки многотонных и крупногабаритных грузов. Но по проекту Е40 имеет несколько оговорок.

«Проект Е40 не включен в перечень проектов, которые планируются к внедрению ЕС. Уверенно нельзя сказать — это хорошо или плохо. Нужно правильно оценить реальное состояние транспортной инфраструктуры реки Днепр и объем инвестиций, которые необходимы для ее модернизации, чтобы обеспечить водный путь класса Е40», — говорит Олег Рубель.

Кроме того следует учитывать, что содержание водного пути дорого стоит.

«Стоимость дноуглубления реки Днепр может достигать миллиарда гривен ежегодно. Отсюда —  объемы грузопотока должны быть правильно оценены, чтобы не ошибиться в экономических расчетах», — добавляет Олег Рубель.

Поэтому вывод однозначен: проект Е40 пока не демонстрирует никаких экономических преимуществ, целесообразности, ТЭО сделано халтурно и сейчас устарело. А вред для окружающей среды вообще не оценен ни фактически, ни экономически.

Как мы уже сообщали, канал Балтика-Черное море (Е40) откроет путь чужеродным видам.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: