- Главная
- Новости
- Эко
- Отходы & загрязнения
- Эксперты рассчитали траекторию нефтяного пятна в Черном море
Эксперты рассчитали траекторию нефтяного пятна в Черном море
За 40 часов количество мазута в море стабилизировалось на уровне менее 5%
Минприроды совместно с Украинским научным центром экологии моря провели моделирование нефтяных разливов в морских акваториях, а именно направления распространения нефтепродуктов, попавших туда в результате аварии российских танкеров в Керченском проливе.
При моделировании использовалась модель NOAA GNOME (General NOAA Operational Modeling Environment), которая широко применяется для прогнозирования распространения нефтепродуктов в водных средах, в частности для анализа влияния аварийных разливов на экологическое состояние морских экосистем.
Начальные параметры разлива задавались в соответствии со временем инцидента, а прогнозные расчеты осуществлялись на период 7 суток. Такой временной интервал обеспечивает учет гидрометеорологических условий и приемлемый уровень точности.
Побережье Анапы Фото из открытых источников
Авария произошла 15 декабря 2024 года в акватории Керченского пролива вблизи Таманского полуострова.
- Вследствие раскола корпусов танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" произошла значительная утечка мазута, которая создала начальное нефтяное пятно в морской акватории, которое быстро начало распространяться.
- Под действием ветра и течений мазут начал активно распространяться. Сильный ветер со скоростью до 24 м/с и высотой волн до 3,5 м способствовали перемещению нефтяного пятна в восточном направлении.
- Далее пятно начало менять траекторию движения на юго-восток в направлении южнее Таманского полуострова и направляться в сторону курортных зон Краснодарского края, включая город Анапа.
- 17 декабря 2024 года нефтепродукты достигли береговой линии, вызвав загрязнение прибрежной полосы между Таманским полуостровом и городом Анапа. Мазут образовал устойчивую пленку на поверхности воды, которая контактировала с прибрежными экосистемами.
- После контакта с берегом мазут остался локализованным вдоль прибрежной полосы, формируя долговременное загрязнение.
По результатам моделирования до 22 декабря 2024 года определено, что мазутное пятно останется в зоне прибрежной полосы Краснодарского края. Это подтверждает, что загрязнение стало устойчивым и требует срочных мер по очистке.
Дополнительно проведено моделирование свойств нефтепродуктов, попавших в морские воды, во время которого учитывались физико-химические особенности, влияющие на динамику распространения и трансформацию веществ в морской среде.
- Первые сутки после аварии - количество мазута в море оставалось стабильным на уровне близком к начальному объему. Это свидетельствовало об образовании плотного нефтяного пятна, которое является достаточно устойчивым к рассеиванию.
- Вторые сутки (30 - 40 ч. модельного времени) - наблюдалось резкое снижение количества мазута с 95% до 5-10%. Эта динамика является результатом взаимодействия нескольких факторов: происходит оседание мазута на побережье, его тяжелых факторов на донные отложения и физическое рассеивание мазута под действием волн, ветра и турбулентности.
Резкое уменьшение концентрации нефтепродуктов на этом этапе указывает на мобильность загрязнения и его высокую угрозу для морских экосистем.
Через 40 часов модельного времени наблюдалась стабилизация количества мазута на уровне менее 5%, которая сохраняется по настоящее время.
Минприроды совместно с Госэкоинспекцией, Мининфраструктуры и Администрацией судоходства продолжает отслеживать ситуацию по распространению нефтепродуктов с помощью систем спутникового мониторинга. Помогают это осуществлять также другие страны Черноморского региона.
Больше новостей читайте на GreenPost.