Гаджеты плавно вошли в нашу повседневную жизнь, служа незаменимыми инструментами для работы, обучения и отдыха. Но хотя они обогащают нашу жизнь, мы часто не учитываем потенциальное влияние времени перед экраном на наши когнитивные способности. Об этом рассказывает Sciencealert.
В новом метаанализе десятков предыдущих исследований ученые обнаружили четкую связь между неупорядоченным использованием экрана и снижением когнитивных функций.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что мы должны быть осторожны, прежде чем пропагандировать больше времени перед экраном и перед тем, как вводить гаджеты в еще больше аспектов повседневной жизни.
В 2020 году в отчете Института образования Гонски UNSW была отмечена тревожная статистика: около 84 % австралийских преподавателей считают, что цифровые технологии отвлекают в учебной среде.
По данным ABC, недавний опрос австралийских учителей Beyond Blue обнаружил, что чрезмерное время перед экраном является второй по значимости проблемой для молодежи после проблем с психическим здоровьем.
Несмотря на растущую обеспокоенность, более половины австралийских школ приняли политику «принеси свое собственное устройство». Учащиеся проводят больше времени в Интернете, чем когда-либо прежде, и начинают с младшего возраста. Согласно отчету Common Sense Media за 2021 год, дети 8-12 лет тратят на экранные развлечения в среднем 5 часов 33 минуты каждый день, тогда как подростки посвящают целых 8 часов 39 минут.
Рост использования гаджетов привел к тому, что некоторые люди, включая детей, подростков и взрослых, развивают зависимость от экрана. Одним из примеров является игровое расстройство, критериям которого отвечают 2–3% людей.
Влияние экранов на наши когнитивные способности, то есть наши навыки мышления, такие как внимание, память, язык и способность решать проблемы, вызвало много дискуссий.
С одной стороны некоторые исследователи и репортеры утверждают, что использование экрана может иметь негативные последствия, такие как проблемы со здоровьем, сокращение концентрации внимания и препятствия развитию.
С другой стороны, школы все больше внедряют технологии для повышения вовлеченности учащихся. Технические компании также рекламируют свои продукты как инструменты, которые помогут вам улучшить свои навыки решения проблем и памяти.
Недавнее исследование пыталось понять потенциальные когнитивные последствия «неупорядоченного поведения, связанного с экраном». Это широкая категория проблемного поведения, которая может включать в себя зависимость от экрана и постоянное использование экрана, даже если это вредно.
Тревожную картину рисуют выводы метаанализа 34 исследований различных форм использования экрана (включая игры, просмотр Интернета, использование смартфонов и использование социальных сетей) и сравнение когнитивных показателей людей с неупорядоченным использованием экрана и тех, кто его не имел.
В этих рецензируемых исследованиях люди с неупорядоченным использованием экрана постоянно демонстрировали значительно более низкие когнитивные показатели по сравнению с другими.
Наиболее пострадала когнитивная сфера внимания, и, в частности, устойчивое внимание, то есть способность сохранять фокус на неизменном стимуле в течение длительного периода.
Второе наиболее заметное отличие заключалось в их «исполнительном функционировании» = в частности в контроле импульсов, то есть способности контролировать свои автоматические реакции.
Интересно, что тип активности экрана не отразился на результатах. Тенденция также не ограничивалась детьми, а наблюдалась во всех возрастах.
Почему люди с неупорядоченным поведением, связанным с экраном, имеют худшие когнитивные функции?
Первое объяснение состоит в том, что неупорядоченное использование экрана фактически приводит к ухудшению когнитивных функций, в частности, ухудшению навыков внимания (но понадобится больше экспериментальных и лонгитюдных исследований, чтобы установить причинно-следственную связь).
Если это так, это может являться результатом постоянной бомбардировки алгоритмами и функциями, предназначенными для привлечения внимания. Отвлекая внимание кнаружи, использование экрана может со временем ослабить внутреннюю способность человека концентрироваться.
Важно то, что нарушение внимания также усложняет отстранение от поведения, вызывающего зависимость, и поэтому будет труднее распознать, когда использование экрана стало проблемой.
Второе возможное объяснение состоит в том, что люди, уже имеющие более низкую когнитивную функцию (например, слабый контроль над торможением), более склонны к беспорядочному использованию экрана.
Это может быть следствием множества подсказок, вызывающих привыкание, чтобы держать нас прикованными к экранам. Бомбардировка ими может усложнить торможение использования экрана.
Внимание – основа повседневных задач. Людям с ослабленным вниманием может быть трудно успевать в менее стимулирующей среде, такой как статическое рабочее место или классная комната. В результате они могут обратиться к экрану.
Подобным образом, людям с меньшим тормозным контролем также будет сложнее снизить использование экрана. Это может побуждать их к проблемному поведению, связанному с экраном.
Исследования показывают, что люди с нарушенной когнитивной функцией, как правило, не способны контролировать свое время перед экраном.
Многие пользователи с неупорядоченным использованием экрана молоды, в основном мужчины вовлечены в интернет-игры, а преимущественно женщины — в социальные сети. Нейроразные люди также подвергаются большему риску.
Технические компании стремятся привлечь наше внимание. К примеру, исполнительный директор Netflix Рид Гастингс признал, что самым страшным конкурентом компании является сон.
В то же время, исследователям трудно успевать за темпами технологических инноваций. Потенциальным путем вперед поощрение политики открытого доступа к данным от технологических компаний, чтобы исследователи могли глубже изучать использование экрана и его влияние на людей.
Между тем отказ от соцсетей на 15 дней не приводит к гарантированному счастью – исследованию.