Знакомьтесь: крутой двоюродный брат трицератопса, названный в честь бога Локи

Разнообразие динозавров недооценивается. Список любимых динозавров может стать еще длиннее.

4 мин на прочтение21 Июня 2024, 18:43
Вот так мог выглядеть Lokiceratops rangiformis. Почти как норвежский бог, не правда ли? Фото: [M] ZEIT ONLINE; Андрей Атучин для Музея эволюции в Марибо, Дания; Иллюстрация Фабрицио Лавецци / Evolutionsmuseet, Кнутенборг Вот так мог выглядеть Lokiceratops rangiformis. Почти как норвежский бог, не правда ли? Фото: [M] ZEIT ONLINE; Андрей Атучин для Музея эволюции в Марибо, Дания; Иллюстрация Фабрицио Лавецци / Evolutionsmuseet, Кнутенборг

Король ящеров или нет, но тиранозавр рекс немного неоригинален. Брахиозавру как-то не хватает крепости. А велоцираптор, честно говоря, просто крошечный, не правда ли? К счастью, появился новый претендент на нелегкий выбор любимого динозавра: действительно похож на рок-н-ролл. Так сказать, крутой кузен трицератопса. Об этом рассказывает Die Zeit.

В этот четверг исследователи представляют миру нового, 78-миллионного доисторического гиганта: Lokiceratops rangiformis. Рогатый великан, почти 7 м в длину и такой же тяжелый, как взрослый африканский слон-бык. В его клювовидной пасти было более 200 зубов, которыми он мог крушить растения и мелкие ветки.

В отличие от своего младшего на 12 млн лет родственника трицератопса, попавшего в центр внимания благодаря серии фильмов «Парк Юрского периода», у локицератопса не было рога на носу. Зато у него есть два заостренных рога над глазами и огромный шейный щиток. Еще два больших изогнутых рога торчат из верхней части этого щита или воротника на затылке, как лезвия сабли.

Именно этим рогам новый динозавр обязан своим названием. Это можно перевести как «рогатое лицо Локи, похожее на оленя». Это название вдохновлено скандинавским богом Локи, соперником Тора, который (по крайней мере, во вселенной Marvel) не только часто появляется в рогатом головном уборе, но и обладает опасными кинжальными лезвиями. Эпитет rangiformis происходит от рода животных Rangifer, от северного оленя и кариба. По мнению ученых, рога на ошейнике динозавра, как и рога северного оленя, имеют асимметричную форму.

Локи США Новый вид динозавров Lokiceratops rangiformis Локицератопс Мегафауна
У Локицератопса был очень большой воротник на затылке. Его огромный череп можно увидеть в Датском музее эволюции в Марибо. Фото: Музей эволюции/Раздаточный материал

Окаменевшие кости локицератопса – его череп и части скелета – были найдены несколько лет назад в почве пустыни Монтана, на севере США, непосредственно перед границей с Канадой. Их очистили, исследовали и тщательно собрали вместе. В настоящее время динозавр выставлен в Музее эволюции в Марибо (Дания). Реконструкции представлены в Музее естествознания в Солт-Лейк-Сити и Королевском музее Онтарио в Торонто (Канада). Новый вид был описан в научном журнале PeerJ.

Локицератопс тесновато связан с другими рогатыми динозаврами. Однако он, пожалуй, самый массивный в своей группе, известный как Centrosaurinae. А рога на его воротнике также самые большие из всех найденных на сегодняшний день. Но это не единственная причина, почему он так крут и удивителен. Он также много рассказывает о том, как выглядел его мир 78 млн лет назад, в Верхнем Меле: красочный и полный странных существ.

Он жил в стране, словно сошедшей с экранов приключенческих фильмов: Ларамидия. Сегодня эта территория соответствует полосе на западе Северной Америки, от Аляски до Мексики. В то время Ларамидия была плавучим континентом. Он был отрезан от ближайшей суши широким рукавом моря. Локицератопсы жили на востоке острова. В субтропическом прибрежном ландшафте, где он передвигался, вероятно, были леса из пальм, папоротников и хвойных деревьев, он был покрыт озерами и большими болотами. И, возможно, это была горячая точка эволюции.

Локи США Новый вид динозавров Lokiceratops rangiformis Локицератопс Мегафауна
78 млн. лет назад локцератопсы жили на Ларамидии — континенте, полном озер и болот. Иллюстрация: Фабрицио Лавецци (Fabrizio Lavezzi) / Evolutionsmuseet, Кнутенборг

«Раньше считалось, что максимум два вида рогатых динозавров могли существовать в одном месте и в одно время. Это невероятно, но мы нашли пять видов, обитавших в то же время», — заявил палеонтолог Марк Ловен из Музея естественной истории штата Юта.

Изолированное расположение Ларамидии могло способствовать тому, что на сравнительно небольшой территории за короткий промежуток времени развились разные рогатые динозавры. Были даже очень специальные виды динозавров.

Существовала даже экологическая ниша для особых видов — эволюция, пожалуй, предоставила даже самому дикому головному убору определенное предназначение. И таким образом «способствовала умопомрачительному богатству меловых экосистем», говорит палеонтолог Джозеф Сертич из Смитсоновского тропического научно-исследовательского института.

"Орнаменты на черепе являются ключом к пониманию разнообразия рогатых динозавров", — говорит ученый.

Локицератопсы и их коллеги, вероятно, жили только на ограниченной территории на этом острове. Это отличает их от большинства млекопитающих так называемой мегафауны, которые живут и сегодня: крупные животные часто колонизируют — или, по крайней мере, когда колонизировали — большие географические территории. Тот факт, что столь многие виды были эндемичны для Ларамидии, то есть не встречались больше нигде, авторы исследования рассматривают как еще одно свидетельство того, что разнообразие динозавров недооценивается. Список любимых динозавров может стать еще длиннее.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Больше из раздела Эко
Изображение создано ИИ
Биолог рассказал о медведях-«наркоманах» в США: они врываются в дома, слыша «вещества»
2 мин на прочтение2 часа назад
Акция Фиби Пламмер и Анны Холланд в Национальной галерее в Лондоне в октябре 2022 года. Фото: Just Stop Oil/PA/dpa/picture alliance
Экоактивистки, облившие супом картину Ван Гога, получили тюремные сроки
2 мин на прочтение4 часа назад
Изображение создано ИИ
Стеклянный домик на даче собственноручно: советы и идеи (ВИДЕО)
3 мин на прочтение6 часов назад
Фото: Мигель Х. Родригес Камило/AFP/Getty Images
Может стать самым сильным и самым крупным в регионе за год: Ураган «Хелен» обрушился на США (ФОТО)
2 мин на прочтение7 часов назад
Канализационные отходы обдали автомобили, мотоциклистов и пешеходов: в Китае из лопнувшей трубы ударил гигантский фонтан
1 мин на прочтение8 часов назад
Бразилия опасается разлива нефти с нацистских кораблей
5 мин на прочтение18 часов назад
Президент Ботсваны предложил ФРГ забрать 20 тысяч диких слонов и пригрозил иначе их отстрелять
1 мин на прочтениеВчера
Ужанский национальный парк празднует четверть века существования
1 мин на прочтениеВчера
Больше из GreenPost
Изображение создано ИИ
Каких витаминов нам не хватает: вот что выяснили учёные
2 мин на прочтение3 часа назад
Ник Норвиц обнаружил, что от употребления яиц его уровень ЛПНП, который принято считать «плохим холестерином», на самом деле снизился. Скриншот: NicknorwitzPHD/Youtube
Человек целый месяц съедал 24 яйца в день, чтобы посмотреть, что произойдет с его телом — результаты удивили многих
2 мин на прочтение5 часов назад
Изображение создано ИИ
В США казнили второго осужденного путем удушения азотом – мужчина сам выбрал такой способ
4 мин на прочтение11 часов назад
Фото: «Еда легко»
Запеканка из пасты с курицей и помидорами отлично подойдет как для семейного ужина, так и для сбора гостей
1 мин на прочтение12 часов назад
Расширение возможностей: в Украине добавляют новые профессии в программу учебных ваучеров
2 мин на прочтение13 часов назад
Что такое безопасный аборт и кому он недоступен
4 мин на прочтение15 часов назад
Как украинские больницы готовятся к отопительному сезону?
1 мин на прочтение16 часов назад