Ежегодно 19 октября отмечается Всемирный день костей и суставов. Нарушения опорно-двигательного аппарата — это любой тип заболевания, которое поражает суставы, связки, нервы, мышцы и кости. Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков становятся все более распространенными.
Некоторые примеры такого типа болезней:
Все эти нарушения влияют на функции и подвижность. Некоторые из наиболее распространенных причин нарушений опорно-двигательного аппарата у детей вызывают автомобильные аварии, несчастные случаи на детских площадках и спортивные травмы.
Многие случаи вызваны ожирением, которое развилось в детстве. Другими факторами, способствующими нарушениям опорно-двигательного аппарата, является плохая осанка и дефицит витамина D.
Освитория собрала рекомендации специалистов по физической активности детей и советы врача-педиатра, как не «просидеть» зиму и локдаун.
Международные эксперты и врачи согласны в одном: дети должны как можно чаще двигаться и находиться на свежем воздухе. Вот какие рекомендации дает Всемирная организация здравоохранения:
Дети 3–4 лет:
Дети и подростки в возрасте 5–17 лет:
Марина Маменко, доктор медицинских наук, глава правления Украинской Академии педиатрических специальностей рассказала, чем вреден сидячий образ жизни для детей и подростков.
«Сидячий образ жизни вреден детям из-за риска ожирения. Когда человек набирает вес после 40 лет, то это обычно процесс физиологический и происходит постепенно, поэтому организм успевает адаптироваться. Ожирение в детском возрасте имеет худшие перспективы. Когда дети быстро набирают массу тела, возрастают риски для сердечно-сосудистой системы, может даже развиться жировой гепатоз — поражение печени при ожирении. Лишний вес у подростков часто приводит к психологическим травмам», — отметила она.
Второй важный момент — дети растут: каждый новый сантиметр роста ребенка требует формирования костей.
«В нашем организме есть даже запрограммированные механизмы: кальций из костей вымывается для того, чтобы они стали немного мягче, подросли и снова наполнились ним. То есть у детей происходит перестройка скелета и сердечно-сосудистой системы. Иногда у детей даже бывают головокружения, потому что сосуды не успевают расти так быстро, как скелет. Так вот, именно движение и физическая активность регулируют процессы роста и метаболизма. Благодаря физическим нагрузкам все системы организма ребенка становятся крепче», — добавляет она.
1. Подвижные перерывы
Структура школьного дня задумана так, чтобы обеспечить этот баланс: периоды сидения меняются перерывами, на которых можно и нужно двигаться, бегать, прыгать. Такая динамическая смена активности от сиденья до подвижности наиболее физиологична для ребенка. Советую сохранять эту структуру дня и во время карантина, когда дети учатся дома дистанционно: после Zoom-урока обязательно должно быть 15 минут активного движения. Здесь важно, чтобы к подвижным перерывам детей побуждали и учителя, и родители.
2. Время физической активности после уроков
После окончания уроков дети обязательно должны иметь дополнительно час времени физической активности. Но следует учитывать особенности темперамента ребенка: есть дети, которые не могут усидеть на месте и во время уроков — постоянно прыгают и движутся, а есть такие, которые не любят движение, поэтому их нужно стимулировать.
3. Прогулка на свежем воздухе каждый день
Пребывание на свежем воздухе — обязательное, независимо от локдауна. Следует помнить, что COVID-19 — не воздушная инфекция, она передается только от человека к человеку. Поэтому гулять, соблюдая социальную дистанцию, можно и нужно. Семьям стоит продумать безопасный маршрут прогулок для себя и детей: ввести привычку не пользоваться лифтом, а ходить пешком — это полезная дополнительная физическая активность; выбирать места без скопления людей; обязательно придумать интересную физическую активность. Карантин дает нам время и возможность пересмотреть семейные традиции и ввести новые здоровые привычки: совместные пробежки, катание на велосипеде, спортивные площадки под открытым небом.
«Для зимнего периода советую родителям позаботиться об удобной одежде для занятий спортом на улице. Знаю, что многие тренеры и спортивные секции находят возможность проводить тренировки под открытым небом. Если ребенок в карантин ходил на какую-нибудь секцию, следует обратиться к тренеру и попытаться вместе найти более безопасный формат тренировок. Есть опыт северных стран, где занятия спортом на улице происходят при любой погоде, люди просто привыкли так жить: перерывы в школах дети проводят на улице, физические активности — тоже под открытым небом. Нам надо перенимать этот опыт, а не сидеть в квартирах несколько месяцев в году. Советую не воспринимать карантин как короткий период, который надо «пересидеть», а находить креативные и безопасные варианты активных физических упражнений», — отметила специалист.