Всемирный день электромобилей: экологические последствия перехода на «зеленые» автомобили
Электромобили давно вышли за пределы технологической новинки и стали частью глобальной стратегии по сокращению выбросов парниковых газов.

Ежегодно 9 сентября в мире отмечают День электромобилей, призванный популяризировать устойчивую мобильность и повышать осведомленность о роли электротранспорта в борьбе с изменением климата.
Электромобили давно вышли за пределы технологической новинки и стали частью глобальной стратегии по уменьшению выбросов парниковых газов. По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2024 году по дорогам мира уже ездило более 45 миллионов электрокаров, их количество ежегодно растет на 30–35%. Ожидается, что к 2030 году электромобили составят не менее трети мирового автопарка.
Экологический эффект от распространения электрокаров ощутим прежде всего в городах. Они не имеют выхлопных газов, а следовательно, уменьшают уровень загрязнения воздуха, что непосредственно влияет на здоровье населения. Всемирная организация здравоохранения отмечает: ежегодно от последствий загрязнения атмосферного воздуха преждевременно умирает около 7 миллионов человек, и доля транспорта в этих выбросах значительна. Переход на электротранспорт помогает снизить уровень мелкодисперсных частиц (PM2.5) и диоксида азота в больших агломерациях.
Впрочем, массовое использование электромобилей рождает и новые вызовы. В первую очередь речь идет о добыче лития, кобальта и никеля для аккумуляторов. Экологи предупреждают: интенсивное освоение месторождений в Чили, Конго или Индонезии приводит к деградации земель, загрязнению воды и ухудшению условий жизни местных общин. Кроме того, утилизация отработанных батарей остается сложной проблемой – технологии переработки пока не охватывают мировые масштабы производства.
Энергетический аспект также неоднозначен. Если электроэнергия для зарядки электромобилей производится из возобновляемых источников, выигрыш в сокращении выбросов очевиден. Но в странах, где энергосистема в значительной степени зависит от угля или газа, "углеродный след" электрокаров может быть значительно выше, чем ожидается. Поэтому ЕС, США и другие государства параллельно инвестируют в развитие "зеленой" энергетики.
Несмотря на вызовы, эксперты считают электромобили одним из ключевых инструментов в достижении целей Парижского климатического соглашения. Правительства разных стран постепенно вводят ограничения на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Норвегия планирует полностью отказаться от них уже с 2025 года, а ЕС принял решение о запрете продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2035 года.
Вместо формального запрета правительство Норвегии применило системный подход: многочисленные налоговые льготы для электромобилей (освобождение от НДС, привилегии на транспортные сборы, парковка, проезд полосами общественного транспорта), а также инвестиции в зарядную инфраструктуру. Такая стратегия сделала покупку электромобиля не только экологически верным, но и экономически выгодным решением.
В 2024 году 88,9% новых автомобилей, зарегистрированных в Норвегии, были полностью электрическими (BEV) – рост с 82,4% в предыдущем году.
Будущее транспорта не только в электромоторах, но и в развитии эффективных систем переработки, возобновляемой энергетики и разумных транспортных решений, которые сделают мобильность по-настоящему устойчивой.
Несмотря на войну, Украина также двигается в направлении "зеленой" мобильности. В Киеве, Львове, Виннице, Днепре и ряде других городов активно внедряют электробусы и современные троллейбусы с автономным ходом, постепенно заменяющие старые дизельные автобусы.
- Киев получил первые партии электробусов еще в 2021 году, а в 2023-2024 годах город закупил новые троллейбусы с автономным ходом, способные работать на маршрутах без контактной сети.
- Львов тестировал китайские электробусы еще в 2018 году, а в 2022-2024 годах объявлял тендеры на закупку собственных, частично при поддержке ЕБРР.
- Винница , известная своей «трамвайной столицей», развивает электротранспорт в партнерстве со швейцарскими компаниями, обновляя парк и рассматривая закупку электробусов.
- Днепр и Харьков также постепенно интегрируют электротранспорт, хотя из-за военных действий программы реализуются медленнее.
В целом, по данным Министерства инфраструктуры, в Украине на 2024 год работало более 30 электробусов в разных городах , а количество зарядных станций для частных электромобилей превысило 10 тысяч по стране. Это свидетельствует о том, что даже в сложных условиях войны государство делает ставку на экологически чистый транспорт.
Больше новостей читайте на GreenPost.







