Ученые выяснили, откуда происходят домашние ослы

Оказалось, что всех домашних ослов можно разделить на три группы. Представители каждой из них сосредоточены в различных географических регионах.

3 мин на прочтение10 Декабря 2020, 13:08

Анализ расшифрованных геномов более чем сотни домашних ослов и семи их диких родственников подтвердил, что этих животных одомашнили около шести тысяч лет назад в Северной Африке, а не в тропических областях континента или на Аравийском полуострове, пишет Nature Communications.

«Исследование митохондриальной ДНК этих животных показывают, что есть две очень обособленные группы этих копытных. Мы подтвердили это. Кроме того, анализ полного генома домашних ослов показывает, что общий предок этих животных жил на севере Африки примерно шесть тысяч лет назад», — пишут исследователи.

Традиционно считается, что первых ослов люди одомашнили примерно шесть тысяч лет назад в Северо-Восточной Африке. Их предками были дикие африканские ослы (Equus africanus), которые жили, например, на территории современного Сомали.

Домашние ослы быстро распространились по региону, прочно войдя в жизнь древних египтян во время расцвета Древнего Царства. Они использовали ослов в качестве тягловых животных и как источник мяса и молока. В последние годы появилось мнение, что первые ослов могли одомашнить не у границ Древнего Египта, а в центральных регионах Африки или на территории Аравийского полуострова.

Недавно ученые нашли там одни из древнейших останков ослов. Из-за этих находок среди ученых разгорелся спор о том, где именно находится родина ослов и кто первыми их приручил. Группа генетиков под руководством профессора Зоологического института Китайской академии наук Дундуна У получила ответ на этот вопрос.

Исследователи изучили геномы более 120 домашних ослов и семи их диких родственников. Кроме современных сомалийских диких ослов среди них были онагры (Equus hemionus onager), проживающие в Иране, а также кианги (Equus kiang) из Тибета.

Расшифровав их геномы, ученые сравнили их между собой и выяснили, как много в их ДНК было общих мелких мутаций. По этим данным генетики составили древо эволюции ослов и определили, когда и где они появились. Оказалось, что всех домашних ослов можно разделить на три группы.

Представители каждой из них сосредоточены в различных географических регионах — в тропической Африке, Северной Африке и Евразии, а также в Австралии. Все эти группы были генетически связаны между собой и происходили из Северной Африки, где живут дикие ослы.

Расчеты генетиков показывают, что древние жители этого региона приручили ослов около шести тысяч лет назад. Этот факт говорит в пользу классической теории происхождения домашних ослов. Ученые пока не могут точно сказать, где точно находится родина этих животных.

Они склоняются к тому, что окончательно ослов одомашнили древние египтяне. В пользу этого говорит то, что изображение ослов есть на древнейших памятниках египетской культуры.

Больше из раздела Эко