У подростков все большая нагрузка в школе и меньше поддержки у семьи, особенно у девочек — ВОЗ
«От девочек часто одновременно ожидают высокой успеваемости и соответствия традиционным социальным ролям».
Во всем мире подростки сталкиваются с возросшей нагрузкой в школе, при этом ощущая все меньше поддержки со стороны семьи — особенно страдают девочки, сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Опросное исследование, в котором приняли участие почти 280 000 юных респондентов, выявило вызывающие тревогу тенденции в показателях благополучия подростков в 44 странах.
Новый доклад Европейского регионального бюро (ЕРБ) Всемирной организации здравоохранения ВОЗ и результаты исследования «Поведение детей школьного возраста по здоровью» (HBSC) демонстрируют снижение уровня поддержки, вызывающей тревогу, со стороны своего ближайшего окружения подростков в Европе, Центральной Азии и Канады. Результаты исследования впечатляют: только 68% подростков сообщают о высоком уровне поддержки со стороны семьи, что значительно меньше, чем в предыдущем исследовании, проведенном в 2018 г., в то время как школьная нагрузка, по словам респондентов, резко возросла, что особенно испытывают девочки- подростки. Эти тенденции отражаются в психическом здоровье и благополучии миллионов подростков, особенно детей старшего подросткового возраста и детей из менее обеспеченных семей.
Доклад основывается на данных, полученных от 279 117 подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет из 44 стран и регионов, принявших участие в опросе 2021/2022 гг. Результаты исследования отмечают необходимость работы с социальными детерминантами здоровья (немедицинскими факторами влияющих на состояние здоровья) в рамках комплексного подхода к поддержке подросткам.
Кратко об основных выводах доклада
Снижение уровня поддержки со стороны семьи и сверстников. В сравнении с 2018 г. отмечается ослабление систем поддержки, имеющих решающее значение для психоэмоционального здоровья подростков. В период с 2018 по 2022 год доля подростков, сообщающих о высоком уровне поддержки со стороны семьи (5,5 балла или выше по 7-балльной шкале, оценивающей уровень помощи, эмоциональной поддержки и общения в семье), снизилась с 73% до 67%, причем особенно резкое снижение произошло среди девочек (с 72% до 64%). Аналогичным образом, показатель высокого уровня поддержки со стороны сверстников (оцененного с использованием той же бальной системы с ответами на вопросы о помощи и эмоциональной поддержке со стороны друзей) также снизился за этот период (с 61 до 58 %), особенно среди девочек в возрасте 13 и 15 лет. Важно отметить, что подростки, получавшие сильную поддержку как со стороны семьи, так и со сверстников, демонстрировали более высокие показатели психоэмоционального здоровья, чем те, кто получал ограниченную поддержку или не получал ее вовсе.
Увеличение нагрузки в школе. По сравнению с 2018 г. все больше школьников отмечают, что испытывают чрезмерную учебную нагрузку (это особенно касается старших подростков), причем для этого показателя характерны значительные гендерные различия. В настоящее время почти две трети 15-летних девочек (63 %) сообщают, что испытывают чрезмерную нагрузку (в 2018 г. этот показатель составил 54 %), по сравнению с 43 % 15-летних мальчиков (40 % в 2018 г.). У мальчиков этот показатель увеличился лишь незначительно – с 40% до 43%.
Гендерное неравенство усиливается из-за снижения уровня поддержки в школе: чуть более трети 15-летних девочек (36%) сообщают о высоком уровне поддержки со стороны учителей (т.е. полностью согласны с тем, что учителя относятся к ним благосклонно и с должным вниманием и что учителям можно доверять), в то время как среди мальчиков таких почти половина (47 %).
Мы должны создавать в наших школах благоприятные условия, в которых каждый ученик будет чувствовать, что его замечают, поддерживают», — заявила Ирэне Гарсиа-Мойя, одна из авторов доклада.
Социальное неравенство. Подростки из менее обеспеченных семей постоянно сообщают о меньшем уровне поддержки по сравнению со своими более обеспеченными сверстниками, имеют меньше возможностей ежедневно ужинать вместе со своей семьей и испытывают больше трудностей в общении с родителями. Так, только 62% подростков из семей с низким достатком отмечают высокий уровень поддержки со стороны семьи по сравнению с 71% подростков из семей с высоким достатком. Аналогичная картина наблюдается по поддержке со стороны сверстников (53% против 62%) и одноклассников (52% против 58%).
Гендерные отличия. Многие показатели свидетельствуют о наличии гендерного неравенства. Отвечая на вопрос о возможности получить помощь и эмоциональную поддержку от членов семьи, мальчики в целом сообщали о более высоком уровне семейной поддержки, большей легкости в общении с родителями и более частых совместных ужинах с родителями по сравнению с девочками. Девочки реже мальчиков сообщают о том, что им легко говорить с обоими родителями о тех вещах, которые их действительно беспокоят, причем в общении с родителями отмечаются более существенные гендерные различия (62 % против 78 %), чем в общении с матерями ( 81 % против 86%). Девочки также реже сообщают о достаточном уровне поддержки со стороны семьи (65% против 71%) и испытывают гораздо более серьезную нагрузку в школе (62% против 43% среди 15-летних). Исключением являются отношения со сверстниками: здесь девочки поддерживают друг друга больше мальчиков (62% против 55%). Хотя девочки отмечали более высокий уровень поддержки со стороны сверстников (оцениваемую как возможность делиться своими проблемами с друзьями и получать помощь от них), но испытывали больший стресс в школе и испытывали меньшую поддержку со стороны учителей.
Увеличение гендерного разрыва в показателях поддержки со стороны семьи в сочетании с возрастающим гендерным разрывом в показателях школьной нагрузки, согласно которым девочки получают меньше поддержки и испытывают большую нагрузку, чем мальчики, указывает на тревожную тенденцию: девочки-подростки подвергаются более высокому риску ухудшения состояния психоэмоционального здоровья Авторы доклада призывают к принятию мер, учитывающих гендерные особенности и направленные на решение этих уникальных проблем и предоставление необходимой поддержки девочкам-подросткам, особенно в период прохождения ими критических этапов развития.
«Эти выводы указывают на наличие усугубляющегося серьезного пробела в системах поддержки девочек-подростков, которые не только сталкиваются со более значительной психоэмоциональной нагрузкой в школе, но и получают меньше поддержки со стороны семьи и учителей по сравнению с мальчиками. Первый случай, когда наше исследование HBSC указывает на то, что разные факторы по-разному сказываются на здоровье мальчиков и девочек. в других социальных ситуациях, чтобы в результате сформировать среду, в которой у девочек и мальчиков будут равные возможности для достижения психоэмоционального благополучия», — подчеркнула Наташа Аззопарди-Мускат, директор Отдела страновых стратегий и систем здравоохранения (ЕРБ ВОЗ).
Наследие пандемии COVID-19. Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на взаимодействие подростков с их социальным окружением, приведя к долгосрочным последствиям, которые продолжают сказываться на их благополучии. и сверстников и менее положительно отзываться о ситуации в школе, что, в свою очередь, усугубило те проблемы, с которыми они сталкиваются в этот и без того уязвимый период своей жизни.
Дорожная карта для принятия мер
«Сегодня подростки сталкиваются с беспрецедентными проблемами во взаимодействии со своим социальным окружением — от уменьшения поддержки на дому до возрастающей нагрузки в школе, что может иметь долгосрочные последствия для их здоровья и жизненных перспектив. Эти данные должны стать для нас толчком к принятию неотложных мер по улучшению условий, в которых растет наша молодежь. Выводы нашего исследования ясно показывают, что ни один сектор или отрасль не сможет решить эти проблемы наедине. Все это требует участия разных секторов – от образования и здравоохранения до всей системы государственного управления», – сказал Ганс Генри Клуге , европейский региональный директор ВОЗ.
Чтобы улучшить показатели благополучия подростков, ЕРБ ВОЗ рекомендует странам предпринять следующие шаги:
- Усилить стратегии и меры экономической поддержки, ориентированные на семью. Правительствам необходимо оказывать адресную финансовую поддержку малообеспеченным семьям и инвестировать в фактически обоснованные программы развития родительских навыков. Конкретные меры могут включать пособия на детей, семейные субсидии и программы, направленные на развитие у родителей навыков поддержки детей и содействие их развитию, с особым вниманием к нуждам девочек-подростков.
- Сформировать инклюзивную школьную среду. Школы должны уделять первостепенное внимание благосостоянию учащихся, принимая для этого конкретные меры, такие как: уменьшение числа учащихся в классе, внедрение программ наставничества и интеграция в учебную программу компонента социально-эмоционального обучения. Особое внимание при подготовке учителей должно уделяться вопросам поддержки психического здоровья учащихся с акцентом на создании безопасных условий, в которых учащиеся будут чувствовать, что их замечают и слышат.
- Решить проблему учебной нагрузки. Школы должны бороться с растущим уровнем стресса, применяя системные подходы, вводя сбалансированные правила по домашним задачам, обеспечивая поддержку развития навыков обучения, планируя регулярные встречи учащихся с учителями и проводя специальные занятия для учителей, чтобы научить их распознавать признаки учебного стресса. и принимать соответствующие меры.
- Устранить социально-экономическое неравенство посредством мероприятий на уровне местных общин. Нормы и меры, принимаемые странами, должны способствовать справедливому доступу к общественным услугам, таким как внеклассные занятия, ресурсы для поддержания психического здоровья и медицинские услуги, особенно в недостаточно обслуживаемых районах.
- Продвигать мероприятия, учитывающие гендерные особенности, и программы по расширению прав и возможностей. Осуществляемые мероприятия должны быть направлены на обеспечение особых потребностей девочек-подростков, в частности, на решение проблемы психоэмоциональной нагрузки, с которой они сталкиваются в школе и при взаимодействии со своим социальным окружением. Создание безопасных мест, где девушки могут открыто обсуждать свои проблемы и получать услуги психологической помощи, имеет решающее значение.
- Внедрить программы постпандемического обновления, ориентированные на подростков. Правительствам и школам следует разработать программы, направленные на преодоление социальных и эмоциональных последствий пандемии COVID-19. Это может включать в себя проведение психологического консультирования в школах и создание групп поддержки со сверстников.
Информация об исследованиях HBSC
Исследование HBSC – это международное исследование, которое проводится раз в четыре года в сотрудничестве с ЕРБ ВОЗ. Организаторы исследования проводят опрос среди детей и подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет, собирая данные о моделях поведения, влияющих на их здоровье, об их благополучии и социальном окружении.
Больше новостей читайте на GreenPost.