У людей и животных раньше не встречался: в Китае обнаружили новый клещевой вирус, поражающий мозг

Чаще переносчиками являются клещи вида Haemaphysalis concinna.

3 мин на прочтение13 Сентября 2024, 21:15
Изображение создано ИИ Изображение создано ИИ

Новый клещевой вирус, обнаруженный в Китае, может распространяться на людей и иногда вызывать неврологические заболевания, сообщают ученые. Микроб, получивший название "вирус водно-болотных угодий" (WELV), впервые был обнаружен у пациента больницы, который проходил лечение в городе Цзиньчжоу в июне 2019 года. Об этом говорится в отчете, опубликованном в журнале "New England Journal of Medicine", рассказывает Live Science.

61-летний мужчина почувствовал лихорадку, головную боль и рвоту примерно через пять дней после посещения парка в обширной водно-болотной местности во Внутренней Монголии, автономном регионе на севере Китая. Он сказал врачам, что его в парке покусали клещи. Антибиотики не облегчили симптомы мужчины, что свидетельствует о том, что инфекция не была вызвана бактериями.

Анализ ДНК и РНК в крови мужчины обнаружил ранее неизвестный ортонаировирус - группу родственных вирусов, включающую несколько видов, которые переносятся клещами. Среди других примеров этих вирусов - тот, что вызывает крымско-конголезскую геморрагическую лихорадку, редкую и смертельно опасную болезнь, которая может передаваться человеку через укусы клещей или через контакт с биологическими жидкостями инфицированных людей.

Вирус WELV ранее не встречался у животных или людей. Обнаружив вирус в крови пациента больницы, исследователи начали искать его среди клещей и животных на севере Китая, в том числе в водно-болотном парке, который посетил мужчина.

Они собрали почти 14 600 клещей и сгруппировали их по местонахождению и видам, чтобы их можно было анализировать партиями. Примерно 2 % из этих партий оказались положительными на генетический материал WELV. Пять видов клещей могут быть переносчиками вируса, но чаще всего положительными оказывались клещи вида Haemaphysalis concinna. Вирус также был обнаружен у небольшого процента овец, лошадей и свиней, которых исследовали ученые, а также у нескольких грызунов под названием забайкальский цокор (Myospalax psilurus).

Генетический материал вируса не был обнаружен у собак или крупного рогатого скота, но некоторые из этих животных имели антитела против вируса, что свидетельствует о том, что их иммунная система в какой-то момент установила защиту против микроба.

Команда также проанализировала кровь "на первый взгляд здоровых" лесных рейнджеров и обнаружила, что 12 из 640 образцов имели антитела против вируса. Кроме того, они провели скрининг на наличие вируса в четырех больницах на северо-востоке Китая. Они протестировали на наличие вируса сотни пациентов, у которых в течение месяца после укуса клеща развилась лихорадка, и у 20 из них результаты оказались положительными. Трое из них были одновременно инфицированы другими болезнями, передающимися клещами, тогда как остальные 17, как оказалось, имели только инфекцию WELV.

У больных WELV были общие симптомы, такие как лихорадка, головокружение, головная боль, недомогание и боль в спине, а также тошнота, рвота и диарея. Результаты лабораторных анализов показали признаки повреждения тканей и нарушения свертываемости крови у многих пациентов.

В частности один пациент, инфицированный вирусом иммунодефицита человека, впал в кому. У него была высокая концентрация лейкоцитов - признак инфекции - в жидкости, окружающей головной и спинной мозг. К счастью, благодаря лечению "все пациенты выздоровели и были выписаны через 4-15 дней", отмечают исследователи.

Однако, когда исследователи попытались ввести вирус лабораторным мышам, они обнаружили, что он может вызвать смертельные инфекции, достигая многих органов, включая мозг. Этот вывод подтверждает идею о том, что WELV может вызывать серьезные инфекции нервной системы.

"В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что недавно открытый ортонайровирус WELV является [патогенным] для человека... и циркулирует среди людей, клещей и различных животных на северо-востоке Китая", - подытожили исследователи.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Больше из GreenPost