С 1 января в столице Сербии общественный транспорт стал бесплатным. Но это решение имеет подводные камни
Таким образом, хотят бороться с пробками и загрязнением воздуха.
С 1 января 2025 года жители и гости столицы Сербии могут бесплатно ездить на автобусах, трамваях и троллейбусах — общественный транспорт Белграда стал бесплатным.
Таким образом, власти хотят бороться с пробками и загрязнением воздуха.
Тем не менее, Serbian Monitor рассказывает, что, по мнению экспертов, «бесплатный» общественный транспорт, по сути, будет финансироваться за счет повышения налогов в другом секторе. Уязвимые группы населения, уже освобожденные от оплаты за проезд, не получат выгоды от этого мероприятия, а налогоплательщики понесут бремя финансирования общественного транспорта для всех.
Экономист Милан Р. Ковачевич подчеркнул, что по-настоящему бесплатный транспорт не существует. Если он не финансируется за счет продажи билетов, доход должен поступать из налогов или субсидий из государственного бюджета.
«Лучше было бы сосредоточиться на улучшении организации общественного транспорта вместо того, чтобы внедрять это мероприятие. Транспорт не только не станет бесплатным, но и, скорее всего, станет дороже, чем раньше, поскольку эта «льгота» поощрит людей, ранее не пользовавшихся общественным транспортом, начать пользоваться им. В конце концов мы останемся с более дорогим «решением» и не улучшенной транспортной системой», — сказал Ковачевич.
Директор Центра местного самоуправления (ЦМС) Никола Йованович добавил, что наиболее уязвимые группы населения — учащиеся начальных и средних школ, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, уже освобожденные от оплаты проезда, потеряют эту льготу.
"Белград станет первым городом в Европе с более чем полумиллионным населением, которое введет бесплатный общественный транспорт", — сказал мэр Белграда Александар Шапич.
Впрочем, данные свидетельствуют о том, что такие города уже существуют. К примеру, Осло (с населением 709 037 человек) предлагает полностью бесплатный общественный транспорт. Многие крупные европейские города предоставляют бесплатный проезд детям, студентам и пенсионерам. В Люксембурге общественный транспорт бесплатный по всей стране. Однако большинство городов Европы все еще взимают плату за проезд.
Йованович считает, что если ни один крупный европейский город не ввел полностью бесплатный общественный транспорт, то «на это явно есть веская причина».
«Работающие люди платят за билеты, что позволяет тем, кто действительно заслуживает бесплатного проезда, получить его без опосредованной оплаты через налоги. Билетные системы служат не только для сбора доходов, но и предоставления городу данных о пользователях транспорта, которые могут быть использованы для улучшения и оптимизации системы», — подчеркнул Йованович.
Ковачевич утверждает, что единственными бенефициарами этого решения являются работодатели, которым больше не нужно будет возмещать работникам транспортные расходы. С другой стороны, работники, которые раньше получали эти деньги, но не всегда использовали их для оплаты транспорта (например, те, кто ходил на работу пешком или не пользовался общественным транспортом каждый день), скорее всего, проигрывают.
Однако он отметил, что это далеко не самая большая проблема.
Согласно последним данным за 2023 год, в государственной компании Naplata Prevozne Usluge Beograd (ответственной за сбор платы за проезд) работает 111 человек, преимущественно билетных инспекторов. Йованович подчеркнул, что годовой доход компании составляет примерно 950 млн. динаров (8,12 млн. евро).
«Эти работники потеряют работу или нужно будет найти альтернативное решение, учитывая, что многие рабочие места в Сербии предоставляются на основе «заслуг», — отметил Ковачевич.
Йованович напомнил, что в начале своей каденции Шапич фактически пообещал повысить тарифы на транспорт в Белграде, чтобы взять на себя ответственность от частных компаний. Это изменение действительно произошло, но от оборудования частной компании Kentkart, руководившей сбором платы за проезд до мая 2023 года, пришлось отказаться, что требовало дальнейших инвестиций.
«Значительные средства были потрачены на разработку приложения и дополнительного оборудования, а также создание государственной компании Naplata. Открытым остается вопрос, что будет с этой компанией и ее сотрудниками. Было бы трагедией, если бы мы продолжали финансировать содержание компании, которая больше не выполняет никакую функцию, поскольку ее единственной функцией был сбор платы за проезд», — добавил Йованович.
Йованович назвал это решение поспешным, отметив, что во время последнего пересмотра бюджета в сентябре Naplata наняла десять дополнительных сотрудников.
«Это четко указывает на то, что это решение не было долгосрочным и не основывалось ни на одном анализе», — добавил он.
Йованович считает, что решение мэра было продиктовано необходимостью реагировать на общественную напряженность «популистской мерой, направленной на успокоение общественного мнения».
По данным Государственного контрольно-ревизионного учреждения (ГКРУ), в период с 25 мая по 31 декабря 2023 года – когда работала Naplata Prevozne Usluge Beograd – доходы от сбора платы за проезд составили 1 903 320 000 динаров (более 16 млн евро). Общий доход от оплаты проезда в 2023 году был ниже, чем в 2022 и 2021 годах.
Больше новостей читайте на GreenPost.