С 1 января судам в портах ЕС придется платить значительный климатический сбор
Цена на выбросы углерода должна составлять около 90 евро за тонну.
Согласно вступившему в силу 1 января 2024 года постановлению, суда, входящие в порты ЕС и выходящие из них, должны уплачивать специальный сбор за выбросы углекислого газа.
Судам, следующим в европейские порты, в 2024 году придется совокупно заплатить 3,6 млрд долларов за выбросы углекислого газа. Цифра отображает оценку Drewry Shipping Consultants Ltd. общей стоимости соблюдения требований системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, принятой Евросоюзом.
Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Bloomberg.
Согласно вступившему в силу 1 января 2024 года постановлению, суда, входящие в порты ЕС и выходящие из них, должны будут уплачивать специальный сбор за выбросы углекислого газа: от контейнерных партий готовой продукции до сжиженного природного газа (СПГ).
Выбросы с судов в 2018 году превысили 1 млрд тонн двуокиси углерода. Мировой флот по-прежнему работает в основном на топливе, полученном из углеводородов. Включение его в систему торговли выбросами является частью плана ЕС по декарбонизации судоходной отрасли по борьбе с изменением климата.
По данным издания, несмотря на то, что указанная сумма исчисляется миллиардами долларов, она составляет небольшую часть получаемых от международных перевозок доходов и вряд ли повлияет на конечные потребительские цены. В 2023 году только контейнерный гигант A.P. Moller-Maersk A/S получил прибыль чуть менее 30 млрд долларов.
Согласно оценке, предложенной классификационным обществом DNV, цена на выбросы углерода должна составлять около 90 евро за тонну: так, контейнеровоз, осуществляющий перевозку между Европой и Азией, в 2024 году должен будет заплатить сбор около 887 тыс. долларов. Это составляет около 10% расходов в год на топливо для судна.
В октябре 2023 года шесть государств-членов ЕС (в основном вдоль побережья Средиземного моря) выразили обеспокоенность тем, что перевозчики могут уклониться от собраний, входя в порты, расположенные рядом с ЕС, но за его пределами. В Евросоюзе уже заявили, что Восточный Порт-Саид в Египте и Танжер-Мед в Марокко должны быть определены как "соседние порты по перевалке контейнеров", чтобы не допустить уклонения от уплаты сборов. Другим потенциальным способом обойти собрание могло стать использование перевалки грузов с судна на судно в море.
Bloomberg пишет, что перевозчикам придется в 2024 году покрывать только 40% своих выбросов, в 2025 году эта цифра может возрасти до 70%, еще за год – до 100%. В 2026 году выбросы метана и закиси азота также подпадут под действие правил. Используя те же вычисления, которые использовались в оценке Drewry на 2024 год, базирующейся на фактических выбросах 2022 года и цене 100 евро за тонну CO2, общий размер выплат за 2026 год может составить 9 млрд долларов.