Пока неизвестно, насколько законным является постановление от 22 августа этого года «Об утверждении противоэпидемических мероприятий в учреждениях образования на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)», которым запрещается вход родителей в школу. Неизвестно, поскольку легитимность ее автора, главного санитарного врача Виктора Ляшко, пока оспаривается в суде.
С нормами постановления согласен образовательный омбудсмен, который не считает это каким-то нарушением прав родителей. Хотя не все родители одинаково восприняли этот запрет. Некоторые из них и так не приходили в школу, даже на 1 сентября, а вот большинство родителей сначала возмутилась таким положением вещей. Затем, как следует ожидать, родители начали искать другие, «серые», способы попасть в школу.
Насколько запрет родителям заходить в школу приемлем и какие последствия он имеет в первую очередь для детей, комментируют мать, юрист и психолог.
С точки зрения родителей: «мы платим за то, чтобы нас не пускали к детям»
Оксана Букреева, заместитель председателя ОО «Образовательно-правозащитная лига», мать двоих детей, считает, что попытки не допустить родителей в учебные заведения являются незаконными. Ведь по действующему законодательству родители являются участниками учебно-воспитательного процесса.
«Особенно удивляет то, что теперь, когда родителей перестали пускать дальше порога школы, они продолжают оставаться «главными спонсорами этого праздника»: знаменитые поборы никуда не делись, раньше мы могли хоть как-то проконтролировать, на что тратятся наши деньги, а теперь утратили эту возможность. Особым цинизмом я считаю требование сдать деньги на охрану: мы должны заплатить за то, что кого-то из нас не будут пускать в школу», — говорит Оксана.
По мнению мамы двоих детей, лишив родителей возможности защищать своих детей, школа фактически получила абсолютную власть: теперь ничто не препятствует администрации делать все, что она считает нужным. Так, раньше родители могли посидеть на уроке, если у них возникали вопросы к работе какого-то учителя, проверить меню в столовой, и — чего греха таить — починить покосившийся шкафчик и тому подобное.
«Однако теперь родители вообще потеряли рычаги влияния на ситуацию, кроме виртуальных. И если родители не будут писать заявлений о том, что нарушаются их конституционные родительские права, то эта мафия разрастется. Ведь родители и раньше возмущались тем, что важные решения школа пыталась принимать без их участия», — говорит Оксана Букреева.
С точки зрения юриста: «не так страшно постановление главного санитарного врача, как внутренний распорядок школы»
Виталий Собкович, управляющий партнер ЮК «Альянс Правовых Сил», утверждает, что на самом деле ст. 55 Закона Украины «Об образовании» предусматривает, что родители учащихся имеют право:
И эта же статья, кроме прав, предусматривает и ряд обязанностей родителей:
Юрист советует: поскольку правила внутреннего распорядка в каждой школе утверждаются в своей редакции, то следует ориентироваться именно на ваш случай.
«Однако в большинстве случаев в таких правилах содержится следующая формулировка: «Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается находиться в помещении заведения во время учебных занятий без разрешения дежурного администратора, без сопровождения педагога (классного руководителя)», — добавляет Собкович.
С точки зрения психолога: «родители от этого запрета страдают больше, чем дети»
Мария Бурдукало, психолог, кандидат психологических наук уверена, что все зависит от того, зачем нужны посещения школы родителями.
По словам психолога, дети школьного возраста вполне способны себя обслуживать, даже если и при участии учителя. И если раньше родители доводили ребенка до дверей кабинета и прощались с ним (в 1–2 классах, когда еще нужен родительский контроль за тем, чтобы ребенок пришел в школу), то не страшно, если момент прощания перенесется в школьный двор.
«Есть дети, которые с 1 класса сами ходят в школу. Им требуется присутствие родителей только первый месяц обучения (может, даже только неделю), чтобы удостовериться, что школа является безопасным местом, с таким же дружественным и принимающим окружением, как и родительский дом. Для адаптации требуется присутствие родителей, но достаточно, чтобы родители были в школьном дворе», — говорит Мария Бурдукало.
Психолог добавляет, что то, как это будет сказываться на психике детей, прежде всего зависит от реакции родителей. Если они считают, что прощаться у дверей школы — это нормально, если они готовы отпустить своего ребенка, уверены, что ничего плохого с ребенком в стенах школы за эти несколько минут не случится, то ребенок также будет чувствовать себя уверенно. Если же родители сомневаются, то их тревога передается ребенку.
«На самом деле худшее, что может произойти, — потеряются вещи или заплесневеют бутерброды или яблоки в шкафчиках детей. Дети только приучаются иметь индивидуальный шкафчик, если не ходили в детский сад. Они так быстрее привыкнут к самостоятельности, к тому, чтобы держать свои вещи в чистоте, и это нужный шаг в жизни каждого ребенка. Таким образом дети могут стать более самостоятельными и ответственными гораздо раньше. Да и часто то, что родители остались за порогом, и ты сам несешь свои школьные принадлежности в класс, дает почувствовать статус школьника», — убеждена психолог.
В то же время, если ситуация дисциплинарная, психолог советует решать ее не нарушая карантин.
«Если есть конфликтная ситуация, в которой требуется помощь родителей, то они могут прийти и забрать ребенка, договорившись о встрече с директором или учителем. Сейчас у всех детей и учителей есть мобильные телефоны, поэтому даже если ребенок не будет на связи, то учитель точно будет. И в случае конфликта родители могут предупредить, что забирают ребенка по семейным обстоятельствам или из-за конфликта, и ребенка выпустят на улицу», — детализирует Бурдукало.
На самом деле, как утверждает психолог, процент таких суперконфликтних ситуаций в школе очень маленький, они не происходят каждый день. И если ситуация требует того, чтобы мама или папа забежали в школу и на месте что-то решили, то родители не станут вести разговоров о том, что надо соблюдать карантин — они просто сметут все препятствия.
«Обеспокоенные родители не станут разговаривать с охранником о том, можно ли им зайти в школу или нет. Главное будет не оказаться на их пути, — говорит Мария Бурдукало. — И администрация не будет препятствовать — ведь она обычно понимает, что несет ответственность за ребенка во время образовательного процесса, поэтому заинтересована в том, чтобы как можно быстрее эту ответственность переложить. Поэтому, думаю, урегулирование экстремальных ситуаций во время карантина происходит иначе».
Психолог предупреждает, что то, как расценят дети запрет родителям заходить в школу, зависит от того, как это будет транслироваться администрацией школы и ретранслироваться родителями своему ребенку. Главное, чтобы это не был сигнал — «ваши родители вас не защитят».
«Нормально, если администрация школы говорит детям, что, несмотря на ограничения, она сотрудничает с родителями и они участвуют в принятии решений. Объясняет, что такое коронавирус и то, для чего вводятся некоторые ограничения, а также советует по всем вопросам, в которых требуется помощь, обращаться к учителю или директору. И в то же время подчеркивает, если вдруг понадобится помощь родителей в школе — дети ее получат, так сказать «и вы, и мы всегда на связи с вашими родителями», — советует педколлективу психолог.
В то же время, если родители при этом гипертревожные, имеют собственный плохой опыт в школе, то они, по словам Бурдукало, не выработают стратегию взаимодействия со школой. Такие родители сочтут, что это делается умышленно, чтобы создать дискомфорт им и их детям.
По мнению психолога, все администрации/учителя/родители разные, поэтому эта ситуация — о том, как все мы можем взаимодействовать между собой.