Пожаловаться в экоинспекцию стало проще - активисты разработали приложение к смартфонам

5 мин на прочтение04 Августа 2020, 16:34
фото, додане до згенерованої додатком "Екоінспектор" скарги на рубку дерев. Вулиця Незалежності, 108, Іллінецький район, Іллінці, Вінницька область

Воспользоваться приложением можно бесплатно

Для того, чтобы привлечь Государственную экологическую инспекцию к внеочередной проверке, достаточно иметь смартфон с установленным на него небольшим приложением «ЭкоинспекторUA» (EcoinspectorUA).

В свое время руководство ГЭИ требовало от жалобщиков обращаться с заявлением по определенному образцу. И только в таком случае назначалась внеочередная проверка.

«Сейчас именно такое обращение генерирует мобильное приложение - это его основное отличие от существующих аналогов. Также указывается и статья КоАП (Кодекс Украины об административных правонарушениях - ред.), которя нарушена», - рассказал GreenPost председатель наблюдательного совета в Digital agency e-Ecology Сергей Воробьев.

По словам экоактивиста, это уже четвертая версия приложения. Сотрудничество с экоинспекцией строилось непросто.

«Было время, когда ГЭИ не знала, как от нас отделаться», - шутит Сергей Воробьев.

«Мы выписали форму обращения в соответствии со всеми требованиями законодательства. И теперь невозможно найти "1000 и одну причину", как "отделаться" от этого обращения. Хотя это и у "папередников" не очень то и получалось. Сейчас все должно быть нормально, потому что несколько встреч имел с руководством, договорились нормально работать. Правда, с новым председателем - Андреем Малеваным - не встречались, но его заместители и подчиненные хорошо знают наше приложение и как оно работает», - говорит экоактивист.

Сейчас на сайте в разделе «Реестр обращений» зарегистрировано 29 свежих обращений. В основном они касаются выброса мусора. Также есть жалобы на уничтожение зеленых насаждений в населенном пункте, засорение/загрязнение водного объекта, распашки прибрежной защитной полосы, сжигания листьев или травы.

Кроме самой жалобы, в каждом случае добавляется фото, ответ ГЭИ (если он уже есть). Также подключен счетчик дней до истечения срока реагирования на жалобу и плашка выполнена/не выполнена/требует уточнений. География обращений - это пока что в основном южные и центральные области - Запорожская, Донецкая, Днепропетровская, Винницкая, Киевская.

Особенностью приложения является возможность указать в обращении точные координаты места нарушения.

Мы также расспросили Сергея Воробьева о некоторых особенностях работы приложения.

Как подставляется в обращение адрес того или иного округа ГЭИ?

- Территориальный или межрегиональный орган ГЭИ выбирается автоматически, программным обеспечением, в соответствии с теми координатами, где находится пользователь, когда фотографирует проблему и добавляет ее к системе. Другими словами - где сделано фото проблемы (в каком регионе), к тому ГЭИ и идет обращение.

- Что происходит, если ГЭИ не реагирует?

- Через 30 дней (как того требует закон Украины «Об обращениях граждан») включается алгоритм "Контроль". Автоматически формируется информационный запрос о результатах рассмотрения обращения и направляется туда, куда было направлено предварительное обращение с копией на центральный аппарат ГЭИ, ждем еще 5 дней. Если реакция отсутствует и в этом случае - как здесь например - формируем жалобу по ст. 212-3 КУоАП. Но это уже крайние меры, запроса, как правило, достаточно.

- Готов новый руководитель ГЭИ Андрей Малеваный продолжать сотрудничество?

- Мы еще не встречались. Но не имеет значения, кто возглавляет сейчас экоинспекцию. Первая версия приложения была запущена во времена Михаила Казимира (возглавлял ГЭИ с 25 марта 2014 года по 27 мая 2016), и до сих пор наши алгоритмы работают в соответствии с требованиями действующего законодательства об обращении граждан и о доступе к публичной информации. За его нарушение предусмотрена ответственность 212-3 КУоАП. Другими словами - мы же не с частной компанией работаем. которая может делать все, что не запрещено. Орган государственной власти обязан делать то, что прописано в нормативно-правовых актах. Поэтому здесь у нас почти не было проблем, независимо от персоналий.

- Насколько эффективны такие жалобы? Вот случай с прибрежными защитными полосами в Одесской области, который есть у вас на сайте. Обозначен как "выполнено", но на самом деле там ничего не сделано.

- Вопросы как к "качеству" выполнения, так и к "объективности" выполнения будут всегда. Но статус "выполнен" ставится тогда, когда есть аргументированный ответ ГЭИ. Цифровой инструмент - это лишь удобный ИНСТРУМЕНТ передачи максимально возможной качественной информации в природоохранные органы. Все. Эта функция выполняется на 80-90% Относительно фактических действий каждого должностного лица по тому, как она выполняет свою работу - здесь никакая цифровизация не поможет. Этот вопрос руководству относительно того, кто в них и как работает. Но! Чтобы облегчить руководству принятие объективных решений - есть автоматически сформированная статистика эффективности работы того или иного органа, она здесь, в открытом доступе, в конце года мы также шлем отчет об этом, в центральный аппарат ГЭИ. А на их решение ни один "Ecoinspector" физически влиять не может, вы же понимаете.

- Есть аналоги таких приложений в других странах?

- В 2017 году мы были в Беларуси по обмену опытом. За полгода они для своей Инспекции создали то же, что и мы. Но у них процент фактического исполнения, мягко говоря, другой.

Как мы уже сообщали, Офис Президента хочет отдать под строительство очередного "Буковеля" территории, покрытые многовековыми лесами и пралесами на отрогах горной долины Боржава, которые составляют сейчас около 4000 га. Это одна из крупнейших территорий концентрации этого типа лесов в Украине. Лишь треть этих лесов находится сейчас в пределах эффективной охраны. Это места, где часто можно увидеть следы бурого медведя, рыси, волка и лесного кота. Уникальность этих мест трудно переоценить.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: