Пошлины на китайские электромобили: ЕС включил счетчик, но Германия ставит палки в колеса. Вот в чем дело

8 мин на прочтение08 Июля 2024, 08:22
Китайские электромобили и гибридные автомобили ждут в порту города Тайцан отправки по морю на экспорт. Фото: XinHua/dpa/picture alliance

Это предупредительный выстрел, перемирие возможно.

Как и ожидалось, Евросоюз ввел 4 июля антидемпинговую пошлину на китайские электромобили . Точнее говоря, включил счетчик: с 5 июля по ноябрь защитные пошлины будут начисляться, но импортерам не придется их платить, а лишь гарантировать, что они переведут всю набежавшую сумму, если к тому времени Брюсселю и Пекину не удастся найти взаимоприемлемого компромисса. Интенсивный поиск такого компромисса продолжается с 22 июня и продолжится после этого условного введения пошлин, сразу же подчеркнули обе стороны. Пока это еще не полномасштабная торговая война с трудно предсказуемыми экономическими и политическими последствиями, а лишь подготовка к ней. Речь идет о предупредительном выстреле, перемирие еще возможно. Об этом пишет Deutsche Welle.

Евросоюз обвиняет Китай в субсидиях и демпинге

В отличие от США, которые в мае повысили импортную пошлину на все китайские электромобили с 25% сразу до 100%, ЕС предпочел дифференцированный подход. Для продукции китайской компании BYD — нового мирового лидера на рынке BEV, пошлина, которая будет начисляться в дополнение к уже действующей таможенной ставке в 10%, составляет 17,4%, для Geely — 19,9%, для SAIC — 37,6%. Это максимальная ставка, под нее подверглись все производители в КНР, отказавшиеся сотрудничать с Еврокомиссией и предоставить ей убедительные данные по реальной себестоимости автомобилей.

Именно из-за нее и разразился конфликт: Евросоюз обвиняет Китай в том, что он прямо и косвенно огромными суммами субсидирует производство и экспорт электромобилей (Battery Electric Vehicle, BEV). Речь только о них – китайские легковые машины с двигателями внутреннего сгорания на европейском рынке в любом случае неконкурентоспособны. А вот авто на электрической тяге, тем более если предлагать их по демпинговым ценам, могут серьезно потеснить европейских производителей, которым сейчас и так трудно: им приходится инвестировать огромные суммы в разработку электрических моделей и переоснащение автозаводов для их выпуска.

26.02.2024. Китайский ролкер BYD Explorer No.1 совершил свой первый рейс и привез в немецкий порт Бремерхафен 3000 электромобилей BYD. Фото: Lars Penning/dpa/picture alliance

Регулярные поставки китайских электромобилей в Европу фактически начались только в прошлом году, но с тех пор они быстро нарастают, хотя объемы пока очень скромные.

Защитить рынок требует Франция, Италия и Испания

Ведь BYD заказала на верфях в Китае всего восемь ролкеров (судов-автовозов) длиной 200 м, каждый из которых способен перевозить примерно 7700 автомобилей. Собственный флот призван обеспечить компании бесперебойную поставку электромобилей на экспортные рынки, прежде всего в Европу. А ее конкуренты в Китае смогут воспользоваться услугами Cosco – этот китайский гигант морских перевозок заказал 29 ролкеров.

Различные модели электромобилей китайской компании Xpeng на международном автосалоне в Шанхае в апреле 2023 года. Фото: Wang Xiang/XinHua/dpa/picture alliance

Поэтому европейские автостроители и забили тревогу. Вернее, французские, итальянские и испанские компании. В результате три из четырех крупнейших стран ЕС — за пошлину, но самая большая страна — Германия против. К сомневающимся агентство Reuters отнесло, в частности, Грецию, Чехию, Ирландию и Польшу. Нидерланды, пятая по размерам экономика ЕС, еще не определились — там только что сформировано новое правительство.

Почему ряд стран за введение заградительной пошлины, понятно: они хотят оградить своих автопроизводителей от конкуренции, которую считают недобросовестной. На этом фоне может показаться удивительной позиция немецких автостроителей — они ведь против пошлин, причем самым решительным образом. Почему?

Почему автостроители Германии против пошлин?

Их аргументы 3 июля, в преддверии принятого в Брюсселе решения, подробно изложило Объединение германской автомобильной промышленности (VDA). В документе, опубликованном на сайте этой влиятельной лоббистской организации, отмечается: пошлины — не в пользу ЕС, они «нанесут ущерб как европейским потребителям, так и европейским предприятиям».

Дело здесь не только в принципиальном неприятии протекционизма, широко распространенном в Германии с ее ориентированной на экспорт экономикой: деловые круги ФРГ обычно выступают против торговых барьеров и открытых рынков, поскольку этого требуют бизнес-модели всех крупных и большинства средних компаний.

Презентация электрического внедорожника немецкой компании Mercedes-Benz на Пекинском автосалоне в апреле 2024 года. Фото: Johannes Neudecker/dpa/picture alliance

VDA указывает на опасность конкретных китайских контрмер. Пекин уже дал понять, что может ввести штрафные пошлины на французский коньяк, на европейскую свинину (пострадали бы главным образом Испания, а также Германия и Франция) и на автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, что было бы ударом преимущественно по немецкому автопрому. Ведь именно он специализируется на выпуске мощных лимузинов и внедорожников бизнес-класса и люкс класса.

Однако немецкий автопром беспокоится, пожалуй, не только за свой экспорт в Китай, но и за свои позиции в этой стране, которые в случае торговой войны могут серьезно пострадать. Ведь и для Volkswagen, и для BMW, и для Mercedes-Benz Китай является главным рынком сбыта, у этих компаний есть свои крупные производства на совместных предприятиях, причем китайские партнеры по этим СП теперь как раз столкнулись в ЕС с заградительными пошлинами.

Немецкий автопром отстаивает только свои интересы?

Более того, на этих СП в Китае производятся и автомобили, которые немецкий автопром импортирует оттуда в ЕС, поэтому они теперь из-за дополнительных пошлин тоже могут подорожать на европейском рынке и стать менее конкурентоспособными. Компания BMW, например, производит в Китае для европейского и мирового рынка электрический внедорожник iX3, а также малыши Mini Cooper и Mini Aceman, Mercedes-Benz импортирует из Китая Smart. Может пострадать и модель эконом-класса Dacia Spring, выпускаемая в КНР вместе с партнерами французская компания Renault. И все же наибольший ущерб грозит автостроителям Германии.

Автомобиль Golf 8, представленный на автосалоне в Пекине в сентябре 2020 года, Volkswagen поставляет в Китай из Германии. Фото: Thomas Peter/REUTERS

Так что же автопром Германии борется за отмену введенных Евросоюзом пошлин исключительно ради собственных интересов? Такое впечатление может возникнуть, особенно если учесть, что немецкие автостроители сильны в более дорогих сегментах рынка, в бизнес-классе и классе люкс, тогда как китайские электромобили будут конкурировать в Европе в среднем, компактном и малом классах, где шире представлены именно французские, итальянские и испанские бренды.

В отличие от лоббистской организации автостроителей VDA, немецкое экспертное сообщество, похоже, поддерживает идею защитных пошлин. Против них высказалась лишь треть из 162 профессоров экономики, опрошенных исследовательским институтом ifo. В то же время, три четверти считают, что Китай будет использовать экономическую зависимость Германии для того, чтобы продвигать свои внешнеполитические интересы.

Собственно, уже сейчас значение КНР имеет для немецкого автопрома, в определенной степени напоминает недавнюю зависимость некоторых немецких энергетических компаний от России. Это заставляло их лоббировать интересы Москвы, в частности, строительство газопровода «Северный поток-2», что, как выяснилось, явно противоречило интересам Германии и ЕС, поскольку могло сделать их еще более уязвимыми в энергетической сфере.

Весомые аргументы против пошлин

С другой стороны, нельзя не отдать должное аргументу VDA, что нет оснований ждать «засилья» китайских BEV на европейском рынке. Организация ссылается на прогноз аналитиков американской компании S&P, согласно которому их доля к 2030 году составит не более 5-10%. Следует ли из-за этого начинать торговую войну с таким экономическим гигантом, как Китай? Причем в ситуации, когда Евросоюз по экологическим, климатическим соображениям заинтересован в ускоренном отказе от двигателей внутреннего сгорания.

Подобные аргументы, а также тот факт, что китайским автостроителям очень нужен европейский рынок сбыта, поскольку американский для них закрылся, позволяют исходить из того, что Брюссель и Пекин в последующие четыре месяца пойдут навстречу друг другу и все же достигнут компромисса, так что до взыскания введенных теперь пошлин, по крайней мере, в их нынешнем размере, дело так и не дойдет.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: