На днях Счетная палата Украины обнародовала отчет о результатах аудита эффективности выполнения мероприятий Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года.
Он почему-то шокировал как журналистов, так и публичных деятелей.
Капитан Очевидность
«...в Днепре обнаружили смертельно опасные коктейли, а именно: чрезмерные концентрации гербицида атразина, металлы — кадмий, никель, медь, а также ртуть... Днепр обеспечивает 70 % населения питьевой водой. И вода, которая течет из ваших кранов, может стать непригодной даже для душа», — пишет в своем ФБ ексголова Государственной экологической инспекции Украины Егор Фирсов.
Тревогу о будущем Днепра разделяю, а вот что касается «обнаружили», то это отнюдь не новость. Счетная палата не проводила собственных исследований. Авторы отчета просто приводят ранее обнародованные данные.
Еще в конце 2020 г. — начале 2021 г. проект ЕС «Водная инициатива Европейского Союза плюс для стран Восточного партнерства (EUWI+)» вместе с Минэкологии и Госводагентством провели широкий скрининг в бассейне Днепра. Наши специалисты взяли пробы 27 образцов воды и пяти образцов биоты, а специалисты одной из лабораторий ЕС проверили эти образцы. Современные аналитические методологии применялись для целевого скрининга более 2200 веществ и скрининга предположительно (наличия/отсутствия) более 65 000 загрязнителей в каждой пробе. Результаты были дополнены целевым анализом металлов, 25 февраля 2021 г. результаты скрининга стали доступными всем заинтересованным. И именно их приводит Счетная палата, и именно их — то только сейчас — начали обсуждать все соцсети.
Данные действительно шокирующие.
В пробах нашли пестициды, фармацевтические препараты и тяжелые металлы обнаружены в концентрациях, которые в основном превышают экологические стандарты качества ЕС.
Из 27 точек отбора проб самыми грязными признаны:
Все эти точки расположены в зоне влияния сбросов сточных вод коммунальных предприятий.
Кто виноват, или где много господ — дом не убран
Программа оздоровления Днепра стартовала в 2012 году. Выполнять ее должны с десяток учреждений. Но как правильно отмечает Счетная палата, распорядители средств и исполнители постоянно менялись. Ведь за эти почти десять лет произошло столько реформ системы государственного управления, ни о какой правопреемственности и непрерывность работы не стоит и заикаться. Началось все с уничтожения командой Азарова-Януковича областных управлений Минприроды в том же 2012 г. А продолжилось в 2019 году уловкой правительства Гончарука-Зеленского, когда Минприроды было слито с Минэнерго. И только через год под давлением общественности было восстановлено полноценное экологическое ведомство — Минэкологии. На этом гениальные реформы не закончились. Уже в этом году едва удалось отбить попытку убрать из сферы влияния экоминистерства Государственное агентство водных ресурсов и передать его Минагрополитики.
Понятно, что на качестве выполнения программы сохранения водных ресурсов такие метания из стороны в сторону сказываются крайне негативно.
Еще одной из причин невыполнения программы оздоровления бассейна Днепра эксперты Счетной палаты называют недостаточное финансирование и неэффективное использование средств. Нередко уже выделенные средства возвращались в Госбюджет. Ну тут тоже ничего нового нам не открылось. И о финансировании экологических программ по остаточному принципу, и о нежелании депутатов и чиновников выделять деньги на сохранение окружающей среды прекрасно известно. В частности, напомним, что нынешняя Верховная Рада в прошлом году из 450 млн грн, запланированных в Госбюджете на природоохранные мероприятия оставила лишь 16. Остальные пошли на погашение задолженности шахтерам.
Интересно, что прямо о негативной роли высших эшелонов власти — Верховной Рады Кабинета Министров, президента в отчете Счетной палаты не говорится. Хотя именно в Верховной Раде, скажем, без движения лежат крайне важные законопроекты: № 3091 «О государственном экологическом контроле» № 4167 «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности» № 2207-1-д «Об управлении отходами» и другие. И именно Верховная Рада с подачи Кабмина и с оглядкой на Офис президента принимает Государственный бюджет.
Стоит отметить и бездействие, или же, наоборот, преступную деятельность, и местных органов власти. Характерным примером является приведенная в отчете СП информация о буксировке реконструкции Бортнической станции аэрации.
«В апреле 2014 года премьер-министр Японии сделал официальное заявление о предоставлении кредитных средств на реализацию проекта реконструкции Бортнической станции аэрации. Соответствующий Проект утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 23.04.2014 г. № 450-р. И только через семь лет — 26 февраля 2021 г. по результатам оценки технической части предложения, претендент был признан соответствующим критериям и требованиям тендерной документации, и 17 марта 2021 г. на территории ЗАО «АК «Киевводоканал» состоялось открытие финансовой части предложения претендента, и начата ее оценка. Такой затяжной процесс реализации проекта не способствует улучшению экологического состояния реки Днепр», — отмечают эксперты СП.
Впрочем, как киевская, например, власть, уничтожает Днепр, можно увидеть прямо сейчас. Идет засыпка озер на левом берегу (Экопарк Осокорки), планируется уничтожение озера Вырлица под застройку и тому подобное.
Куча хлама?
Есть ли польза от отчета Счетной палаты? С одной стороны, да — он вновь привлек внимание общества к проблемам Днепра. С другой, эти более чем 200 страниц — массив информации, из которой очень сложно получить целостную картину и сделать какие-то конкретные выводы. И просто ошибок в отчете немало. Так, почему-то авторы отчета считают, что расчистка русла увеличит объемы воды в реке.
«Ситуация также усугубляется обмелением реки Днепр, что фактически, в частности, происходит из-за отсутствия дноуглубительных работ, осуществлялись при использовании реки как транспортной артерии», — говорится в отчете СП.
На самом деле, сколько ни углубляй лужу, воды в ней больше не становится, она просто будет собираться в самом глубоком месте. Единственный путь борьбы с обмелением — увеличение водности. А это достигается посредством охраны и восстановления болот, разработки и реализации программы закрытия всех торфоразработок, восстановления пойм рек и тому подобному. Также надо однозначно отказаться от проектов, которые значительно снизят водность нашей территории. Например, надо сказать категоричное «нет» строительству международного водного пути «Гданьск-Херсон» (Е40).
Как мы уже писали, грунтовые воды активно влияют на влагозапасы и плодородие почв.