Немецкое научно-исследовательское Общество имени Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft) провело исследование на предмет того, кто особенно подвержен дезинформации в интернете. Из доступных научных методологий ученые выбрали для исследования метаанализ, то есть для проверки собственных гипотез были объединены результаты нескольких исследований методами статистики. Всего были проанализированы данные 31 эксперимента, которые проводились в США с 2006 по 2023 годы. В результате количество участников, сведения о которых были доступны для научного анализа, составило 11,5 тыс. человек. Что же выяснили исследователи? Пожалуй, самым неожиданным выводом стало наблюдение, что люди с более высоким уровнем образования так же подвержены фейковой информации, как и люди с более низким уровнем образования. Вот что об этом рассказывает Deutsche Welle.
Почему вообще эта проблема интересует ученых Почти 5 млрд людей в мире получают информацию и новости из социальных сетей. Влияние дезинформации, особенно в ходе предвыборных кампаний и самих выборов, вызывает у многих серьезные опасения. Ежегодно проводятся исследования, однако до сих пор остается открытым вопрос, кто же больше всего подвержен дезинформации.
"В настоящее время проводится множество исследований о дезинформации, но с учетом объема работ становится все труднее увидеть связи между различными факторами", — говорит автор исследования Мубашир Султан из берлинского Института человеческого развития Общества имени Макса Планка. Совместно со своими коллегами он провел метаанализ данных, доступных в США, чтобы выявить влияние таких факторов, как возраст, образование, пол, политическая позиция, аналитические способности и т.д. на восприятие дезинформации в интернете.
Ученые пришли к выводу, что уровень образования не имел существенного влияния на способность различать достоверные и ложные сведения. Это противоречит распространенному убеждению, что более образованные люди менее склонны к дезинформации, особенно потому, что высшее образование способствует критическому мышлению. Исследователи также поставили задачу проверить предположение о влиянии возраста на восприятие дезинформации. В то время как люди старшего возраста часто считаются более склонными к фейкам, метаанализ обнаружил, что на самом деле эта группа показала лучшие результаты в распознавании правдивых и ложных заголовков, чем более юная аудитория. Люди старшего возраста демонстрировали также более скептический подход при оценке заголовков относительно дезинформации. Парадоксально, но предыдущие исследования не раз выделяли именно людей старшего возраста в группу риска, которая подвержена дезинформации и часто распространяет ее дальше в сети. В исследовании немецкого института участники были разделены на три возрастные категории: 18-31, 32-47 и 48-88 лет.
Политические взгляды также играют роль восприятия фейковой информации. Здесь Берлинский институт нашел подтверждение имеющимся гипотезам. Республиканцы более склонны к дезинформации, чем демократы. Республиканцы были менее точными в оценке качества новостей на факт достоверности информации, тогда как демократы демонстрировали более скептический подход.
В целом чем выше были аналитические способности у человека, тем более критично он подходил к оценке достоверности информации. Еще один вывод, который сделали исследователи: люди скорее верили новостям, которые соответствовали их политическим взглядам. Этот феномен известен как "партийная предвзятость", то есть речь идет о склонности к подтверждению своих взглядов. Однако парадокс заключался в том, что люди с более развитым аналитическим мышлением оказались более склонными к предвзятости подтверждения. Эта тенденция известна как мотивированное размышление - когнитивный процесс, в котором аналитическое мышление работает вопреки суждениям человека, чтобы защитить существующие убеждения, ценности или политические взгляды.
Самым сильным эффектом в метаанализе было влияние фактора узнавания информации. Когда участники говорили, что уже видели заголовок новостей, они верили, что это правда. Получается, чем чаще им попадалась та или иная новость в соцсетях, тем выше была ее достоверность в глазах пользователя. Этот вывод подчеркивает опасность массивного распространения фейков, особенно в социальных сетях.
Ученые Общества Макса Планка отмечают актуальность своего исследования. В 2024 году дезинформация и ложная информация впервые возглавили список крупнейших краткосрочных глобальных рисков в мире.
Особенно в связи с ростом правого популизма Общество Макса Планка также подчеркивает необходимость повышения медийной грамотности и усиления аналитических способностей. Как подчеркивают исследователи, именно юное поколение, которое относится к Digital Natives, то есть они выросли уже с новыми технологиями, продемонстрировали дефицит в распознавании ложных сведений. Для немецких исследователей важно привлечь внимание к проблеме дезинформации и повысить осведомленность населения об угрозах фейков.
Больше новостей читайте на GreenPost.