Некоторые предприятия не могут получить ни одного вывода по ОВОС, а ООО «Рудомайн» имеет целых два

5 мин на прочтение26 Октября 2021, 15:29

Расширение границ участка на пользование недрами без ОВОС — новые реалии Минэкологии на исходе каденции министра Абрамовского.

В последнее время в редакцию GreenPost поступило несколько обращений от общественных организаций и экоактивистов о нарушении природоохранного законодательства ООО «Рудомайн», специализирующегося на добыче железных руд.

Мы решили разобраться, есть ли разрешительные документы, на основании которых ООО «Рудомайн» осуществляет свою хозяйственную деятельность, и здесь мы увидели много интересного.

28.01.2019 года ООО «Рудомайн» получило заключение по ОВОС о допустимости планируемой деятельности «Добыча железных руд участка № 2 карьера «Южный» (железные руды повторной разработки пятого железнодорожного горизонта)» (номер в Едином реестре — 2 из 78 http://eia.menr.gov.ua/uk/case/id-1722).

Одним из условий вывода по ОВОС было проведение дополнительной процедуры ОВОС при рекультивации месторождения.

Но ООО «Рудомайн» 29 ноября 2019 начинает новую процедуру ОВОС вроде бы в связи с расширением площади добычи.

08.10.2020 года ООО «Рудомайн» получает вывод по ОВОС о допустимости планируемой деятельности «Добыча железных руд участка № 2, № 3 карьера «Южный» на Саксаганском месторождении» (номер в Едином реестре по ОВОС — 2019112848 http://eia.menr.gov.ua/uk/case/id-4888).

Но есть ряд интересных моментов в заключении по ОВОС 2020 года.

Во-первых, Минэкологии не обращает внимания на нарушение процедуры проведения ОВОС, в т. ч., на тот факт, что Отчет по ОВОС не подписан исполнителями, как того требует законодательство в приложении 4 ПКМУ от 13.12.2017 г. № 1026 «Об утверждении Порядка передачи документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду и финансированию оценки влияния на окружающую среду и Порядка ведения Единого реестра по оценке воздействия на окружающую среду». Хотя из-за несоблюдения этого условия многие отчеты по ОВОС получили отказ в выдаче заключения, поскольку не были подписаны исполнителями. В случае с Рудомайном министерство на это нарушение закрыло глаза.

Во-вторых, в заключении отмечено, что по процедуре ОВОС добыча железных руд на участке № 3 не оценивалась. То есть была оценена добыча железных руд только участка № 2 площадью 24,2 га, которая уже была оценена выводом 2019 года.

Вывод 2019:

Вывод 2020:

В-третьих, одно из основных условий заключения по ОВОС 2019 года, а именно: обязанность проведения дополнительной процедуры ОВОС в случае рекультивации — из нового заключения исчезла. Обращаем внимание, что обязанность дополнительной ОВОС Минэкологии отменила, несмотря на то, что информация, изложенная в отчетах по ОВОС 2019 и 2020 годов идентична.

Раздел о рекультивации в Отчете-2019:

 

Раздел о рекультивации в Отчете-2020:

 

Этот факт напоминает манипуляцию со стороны предприятия или это двойные стандарты со стороны Минэкологии?

Общественной организацией был сделан запрос в Минэкологии с вопросом, какой вывод считать действующим? Но получили непонятный ответ о том, что действие выводов определяется только судом.

Ответ министерства о действительности выводов:

 

То есть, если ни Минэкологии, ни общественность не обратились в суд об отмене заключения по ОВОС, то действуют оба вывода?

В последнее время мы наблюдаем как Минэкологии проталкивает изменения в закон об ОВОС, касающиеся оснований для отказа в выдаче вывода по ОВОС, которые затрудняют получение заключения по ОВОС, но такие спорные и неоднозначные вопросы, как с «Рудомайном» и другими компаниями, не решаются.

Ответ Государственной службы геологии и недр Украины оказался более информативным, ГСГ предоставило копию письма Минэкологии от 07.04.2021 года, которым министерство, во исполнение требований постановления КМУ 615, согласовывает расширение границ специального разрешения на пользование недрами от 08.12.2018 года № 62 для добычи железных руд участков № 2, 3 карьера «Южный» без вывода по ОВОС на участок № 3 карьера. Выглядит как коллизия.

Ответ Госгеонедра:

То есть министерство с одной стороны выдает выводы по ОВОС, а с другой — не учитывает результаты своей же ОВОС для согласования разрешений на пользование недрами. Вместо оцененной в заключении по ОВОС площади месторождения в 24,2 га министерство согласовало предоставление под месторождение 35,2 га. Это похоже на недоработку или отсутствие институциональной памяти.

Специальное разрешение на пользование недрами:

О каких принципах соблюдения требований законодательства речь может идти, если центральный орган нивелирует положения Закона «Об оценке влияния на окружающую среду»

И снова возникает вопрос: это коррупция или непрофессионализм со стороны Минэкологии?

Выводы:

  • В настоящее время действуют оба вывода о добыче железных руд на участке № 2 карьера «Южный».
  • Вывод по ОВОС в 2020 году издан со смягчением условий при идентичной информации в отчетах.
  • Минэкологии согласовало расширение границ участка пользования недрами без вывода по ОВОС.

Оставим поле для размышлений о деятельности скандального ООО «Рудомайн» и двойных стандартов в выдаче выводов Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Итог пока один: даем выводы, игнорируя законодательство, и это уже устоявшаяся практика Минэкологии.

Напомним, ранее СМИ со ссылкой на народного депутата от «Слуги народа» Александра Качуру сообщили о том, что Абрамовский напишет заявление с просьбой уйти в отставку, а к выходным этот документ будет передан в Верховную раду.

Секретарь СНБО Алексей Данилов также предполагал скорую отставку министра экологии Абрамовского. А уже впоследствии глава фракции Слуга народа Давид Арахамия подтвердил, что Роман Абрамовский написал такое заявление «по собственному желанию». Главной претензией фракции Арахамия назвал коррумпированность экоинспекции в регионах и добавил, что голоса точно найдутся.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: