Наконец найдены остатки самой известной сверхновой

3 мин на прочтение02 Марта 2024, 01:23
Это изображение с телескопа Джеймса Уэбба показывает область Вселенной, где когда-то разразилась звезда сверхновой 1987 года. Ударная волна горячего газа распространяется там и сегодня. Фото: Nasa/ESA/M. Matsuura/R. Arendt/C. Франссон/pa/dpa Это изображение с телескопа Джеймса Уэбба показывает область Вселенной, где когда-то разразилась звезда сверхновой 1987 года. Ударная волна горячего газа распространяется там и сегодня. Фото: Nasa/ESA/M. Matsuura/R. Arendt/C. Франссон/pa/dpa

Проявляя только что экспонированную фотопластинку вечером 23 февраля 1987 года в чилийской обсерватории Лас-Кампанас, канадец Ян Шелтон увидел, что в Большом Магеллановом Облаке, соседней галактике с нашим Млечным Путем, внезапно появилась новая, чрезвычайно яркая точка. Чтобы исключить неисправность телескопа, Шелтон выбежал на улицу и проверил невооруженным глазом. На небе сияло что-то, чего раньше не было.

Это быстро вошло в историю под названием SN 1987A. Своим существованием оно обязано космической катастрофе: в 166 000 световых годах от Земли взорвалась звезда — событие, известное как сверхновое. Последний взрыв такого типа, который можно было наблюдать невооруженным глазом, видел Иоганн Кеплер в 1604 году. Такие сверхновые, сближающиеся с Землей, встречаются редко, и SN 1987A стала настоящей удачей для современной астрофизики.

Сегодня SN 1987A – один из наиболее изученных космических объектов. Мы знаем, что там взорвалось (звезда Sanduleak -69°202, голубой сверхгигант, масса которого в двадцать раз превышает массу Солнца) и почему (потому что звезда исчерпала свое топливо и разрушилась под собственным весом). Только на один вопрос не был получен окончательный ответ: что осталось от Сандулеака -69°202? На прошлой неделе астрономы сообщили в журнале Science: ответ есть! Об этом рассказывает Die Zeit.

Ученые знали, что искать. Когда тяжелые звезды коллапсируют под своим весом в конце своей жизни, их вещество сжимается настолько сильно в центре взрыва, что из электронов и протонов образуются нейтроны. В результате образуется нейтронная звезда — объект размером всего около 20 км и массой в 1,5 раза больше Солнца. Этот процесс также приводит к образованию слабо взаимодействующих нейтрино — элементарных частиц. Некоторые из них попали на Землю в 1987 году.

С тех пор астрономы искали в небе следы нейтронной звезды. В 2019 году они наблюдали там необычно теплую пыль — возможно, нагретую звездой, которую они искали. Это не было убедительным доказательством. Для нового исследования ученые использовали самый лучший телескоп, доступный для этой цели.

«Мы уже наблюдали снова с помощью космического телескопа Гершель и чилийской обсерватории Альма, поэтому было логично искать компактный объект с помощью космического телескопа Джеймса Вебба», — говорит Томас Хеннинг, директор Института астрономии имени Макса Планка в Гейдельберге, который принимал участие в исследовании.

Телескоп Джеймса Уэбба обеспечил наблюдение спектральных линий элементов аргона и серы – так сказать, их химических отпечатков. Из этого исследователи смогли заключить, что наблюдаемый газ должен подвергаться интенсивному излучению, подобному испускаемому нейтронной звездой. И они смогли показать, что газ находится в центре сверхновой, то есть в непосредственной близости от потенциального объекта. Полученные данные ясно указывали на нейтронную звезду, объясняет Хеннинг. Никогда раньше нейтронную звезду не находили в таком молодом сверхновом остатке.

Однако саму нейтронную звезду до сих пор не удалось увидеть — для этого требуются лучшие наблюдения с помощью радиотелескопов. Но Томас Хенниг считает, что это возможно. Поиски продолжаются.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Больше из раздела Эко
Как приобрести черную икру и осетрину без вреда для природы и собственного здоровья. Фото: Clemens Ratschan
Не стань браконьером: как приобрести черную икру и осетрину без вреда для природы и собственного здоровья
7 мин на прочтение2 часа назад
Изображение создано ИИ
По меньшей мере четыре человека погибли, более 100 ранены: в США над Оклахомой пронесся торнадо
2 мин на прочтение7 часов назад
Следы неизвестного ранее вида динозавров нашли в Китае
Гигантские следы неизвестного ранее вида динозавров нашли в Китае
2 мин на прочтение8 часов назад
На заказнике Кременчугского водохранилища обнаружили браконьера
На заказнике Кременчугского водохранилища браконьер "наловил" рыбы на 3 года тюрьмы
1 мин на прочтение10 часов назад
На пути к нулевым выбросам: как компаниям реализовать стратегию Net Zero
4 мин на прочтение11 часов назад
Интересные идеи оформления дачного дворового умывальника (ФОТО)
2 мин на прочтение14 часов назад
Как легко избавиться от лишнего по правилу 90/90: лайфхак от эксперта
2 мин на прочтение15 часов назад
Лаванда узколистная – идея для оформления участка (ВИДЕО)
1 мин на прочтение22 часа назад
Больше из GreenPost
Кольцо i.Con и контрацептивы STEYE
«Умные» презервативы: новые технологии дарят новые возможности позаботиться о своем здоровье
1 мин на прочтение14 минут назад
Разоблачена организованная группа врачей, которые подделывали документы для получения инвалидности. Фото: ГБР, иллюстративное
1 мин на прочтениечас назад
Опасность гемофильной инфекции. Фото иллюстративное
В чем опасность гемофильной инфекции и какими вакцинами в Украине происходят профилактические прививки
1 мин на прочтение2 часа назад
Аэропорт Кишинева закривают.
Фото иллюстративное
Аэропорт Кишинева закрывают для провожающих, детали
1 мин на прочтение4 часа назад
Прививки против гепатита В: ответ Минздрава, почему не стоит откладывать
2 мин на прочтение5 часов назад
Чем подкормить абрикос весной – лучшее удобрение.
1 мин на прочтение6 часов назад