Медицинский бюджет — 2021 на финише: на экстренную помощь и вакцины от COVID средств не хватило
В Раде проголосуют, сколько средств получит медицина в соответствии с госбюджетом на следующий год.
Верховная Рада Украины на этой неделе рассматривает во втором чтении проект бюджета на 2021 г. Согласно финальной версии законопроекта, на медицину с общего фонда пойдет 161 млрд грн. Такую сумму предложило парламенту правительство после переговоров с МВФ. Принятый в первом чтении закон № 4000 предусматривал 156 млрд грн медицинских расходов. На этапе обсуждения бюджетного документа о недовольстве его статьями заявляли общественные деятели, народные избранники да и сам глава Минздрава Максим Степанов. Корреспондент GreenPost разбирался, что достанется пациентам и медикам от государства в 2021 году.
Расходы на медицину в условиях Covid-19 называют катастрофически малыми
В законе № 4000 о государственном бюджете на 2021 г., когда он прошел первое чтение расходы на медицину должны увеличиться на 27,5 млрд грн по сравнению с бюджетом на 2020 год. Анонсировали, что эта сумма учтет увеличение зарплат медикам почти на треть, обеспечить программу медицинских гарантий (т. е. основных бесплатных услуг и препаратов для пациентов) на сумму 123,4 млрд грн, и направит на борьбу с коронавирусом 19,4 млрд грн. С последней суммы антиковидного фонда 2,6 млрд грн должны были пойти на вакцинацию.
Анализируя сумму средств, предусмотренную на медицинские нужды в 2021 году, стоит напомнить для сравнения, что в 2020 году в первые дни карантина для предотвращения распространения COVID-19 был предусмотрен спецфонд для борьбы с коронавирусом объемом 64,7 млрд грн. Таким образом, на 2021 г. на борьбу с коронавирусом предусмотрено в три раза меньше. Конечно, можно напомнить о перетекании значительной части денег с COVID-фонда на ремонт дорог в 2020 году. Однако не стоит пренебрегать фактом, что в уходящем году, в Украине наблюдали плавный рост количества больных, которое составляло сначала 200–300 случаев в день, а потом возрасло до 9000 новых случаев в сутки на конец года.
Насколько интенсивно будет увеличиваться количество больных в 2021 году и быстро ли остановится негативная статистика, чиновники и политики прогнозировать пока не решаются. Между тем в Минздраве и НСЗУ предупреждают, что сумма, заложенная на борьбу с COVID-19 может иссякнуть в начале второго квартала 2021 года. После второго квартала, если государство не найдет новых источников финансирования, придется отказаться от доплат врачам, которые работают с больными COVID-19 и уменьшить расходы на лечение в 10 раз.
Поэтому, даже в редакции, которую подготовили ко второму чтению и которую предлагают после консультации с МВФ, с общим медицинским бюджетом в размере 161 млрд грн (на 3,5 млрд грн больше, чем в первом чтении), обеспечение лечения больных коронавирусом и врачей выглядит сомнительным. Чтобы система здравоохранения Украины выжила в следующем году, в бюджет нужно добавить не 3,5 млрд грн, а минимум 57 млрд грн, убеждены в Минздраве. Максим Степанов утверждал, что в бюджетном запросе его ведомства было заложено 15,1 млрд грн на закупку вакцины от COVID-19 (в семь раз больше заложенного в проект бюджета) и на финансирование медицинских гарантов 225 млрд грн (почти в два раза больше, чем в проекте бюджета).
Негативно высказались о расходах, предусмотренных на медицину в оппозиционных фракциях парламента. В частности, народный депутат Ирина Геращенко (ЕС) заявила, что ошибкой является не закладывать деньги на вакцинацию.
«55 % украинцев отказываются вакцинироваться, если эта вакцина будет платной. Нет у людей денег, не хотят на это тратить средства, и у нас идет такая антивакцинна компания. При этом в бюджете на вакцину выделили 2,5 млрд грн. Это копейки. Как можно говорить, что власть учла потребности вакцинации, если нам нужно 15 млрд?», — заявила Ирина Геращенко.
О необходимости обеспечить обещанное ранее увеличение на 30 % зарплаты медиков отмечал народный депутат Вадим Ивченко (ВО «Батькивщина»).
«Напомню, что мы проголосовали за постановление, которым требовали увеличения зарплат медикам и создание специального медицинского фонда из которого будут выплачивать надбавки...», — отметил Ивченко.
Увеличение в бюджете средств на зарплату врачей вторичного и третичного звена могло бы реализовать предложение Минздрава, которое предусматривает, что зарплата врача должна составлять 23 тыс. грн, медицинской сестры — 17 тыс. грн, младшего медицинского персонала — на уровне 12 тыс. грн. В рамках действующего проекта бюджета такая цель пока не может быть реализована.
Следует напомнить, что согласно ЗУ «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» на реализацию медицинских гарантий должно предоставляться не менее 5 % ВВП, тогда как в проект бюджета на сегодня заложено 2,7 % ВВП.
Льготные лекарства, наука и трансплантология — в проект бюджета
В проект на 2021 г. заложены расходы на централизованную закупку лекарств и медицинских изделий для лечения отдельных заболеваний, предусмотренных Минздравом, в объеме 9,5 млрд грн. По данным Минздрава в регионах еще есть остатки уже поставленных лекарств и медицинских изделий.
Кроме того, в следующем году будут поступать лекарства, закупленные на средства 2020 года и предыдущих периодов:
- 9,5 млрд грн в 2020 году — закупки только начались;
- 2,9 млрд грн — дебиторская задолженность за счет предыдущих периодов, постепенно осуществляются поставки.
За счет бюджетной программы МОЗ «Специализированная консультативная амбулаторно-поликлиническая и стоматологическая помощь» предусмотрено финансирование для Украинского медицинского центра спортивной медицины по новой бюджетной программе «Развитие спортивной медицины» в размере 19,4 млн грн
Увеличены расходы МОЗ по программе «Реализация пилотного проекта по изменению механизма финансового обеспечения оперативного лечения по трансплантации органов и других анатомических материалов» на 389,9 млн грн.
Вырастут расходы в 2021 году по программе МОЗ «Реализация программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения». Здесь на лечение пациентов в посттрансплантационном периоде выделяют дополнительно 56 млн грн.
Также предусмотрено финансирование на реализацию и разработку государственных инвестиционных проектов Межведомственной комиссией на общую сумму 4 млрд млн грн, из которых на здравоохранение заложено 2,5 млрд грн.
Дополнительные 333,5 млн грн закладывают на расходы развития по бюджетной программе «Реализация пилотного проекту по изменению механизма финансового обеспечения оказания медицинской помощи в отдельных научно-исследовательских учреждениях Национальной академии медицинских наук Украины».
В доработанном проекте бюджета, подготовленном ко второму чтению, предусмотрены такие статьи медицинского направления на нужды врачей:
- обеспечение страховых выплат медицинским работникам в случае установления им инвалидности вследствие заболевания COVID-19 — 251,97 млн грн;
- руководство и управление в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения (для Национальной службы здоровья Украины) — 127,3 млн грн;
- Национальной академии наук на создание современной специализированной лаборатории для работы с инфекционными материалами — 58,6 млн грн.
На какие медицинские направления денег не хватило
Урезали финансирование по статье «Лечение граждан за рубежом» с 700 млн грн до 310,1 млн грн (-389,9 млн грн).
Заложили в проект госбюджета финансирование новой программы «Создание современной клинической базы для лечения онкологических заболеваний в Национальном институте рака». На ее реализацию предусмотрели 1,5 млрд грн. Однако в первом чтении вся сумма закладывалась в общем фонде бюджета, а на этапе второго чтения решили выделить из общего фонда — 700 млн грн, и из спецфонда (наличие денег в котором, как известно, будет зависеть от экономического состояния страны в 2021 году) — 805 млн грн.
Несмотря на предложения народных депутатов не предусмотрено финансирование в проекте госбюджета образовательных направлений, таких как переподготовка кадров и повышение квалификации. На эти цели предлагали разные авторы поправок дополнительно заложить от 70 до 350 млн грн.
Также вне бюджета предложение дополнительного финансирования на развитие системы экстренной медицинской помощи и оснащение учреждений здравоохранения, внедрение экспериментальных медицинских технологий, а также нет субвенций для местных бюджетов для закупки оборудования на борьбу с COVID-19, о которых просили парламентарии.
Известно, что ограничения локдауна в Украине начнут действовать гораздо раньше.