Двухколесный рай, Европа, урбанизация: сегодня отмечают День велосипеда
Европейцы массово пересаживаются на велосипеды, все больше проникающие в их жизнь.
Сегодня велосипед во многих странах стал инструментом переосмысления и перемен публичного пространства. В Лос-Анджелесе, например, раз в два месяца устраивают CicLAvia. Это инициатива, во время которой все улицы, обычно заполненные автомобилями, полностью увольняют для велосипедистов, скейтеров, роллеров и т.д.
Урбанизация и преимущества велосипеда
Преимущества использования велосипеда становятся все более очевидными:
- в противоположность автомобилям и даже общественному транспорту он помогает существенно экономить природные ресурсы и уменьшать загазованность воздуха;
- в местах, где сосредотачиваются многие велосипедисты — отдыхающие или добирающиеся так до работы — лучше развивается мелкая торговля, открывается больше заведений питания;
- благодаря доступности велосипед способствует появлению новых социальных связей и укреплению уже существующих, ведь велосипедисты охотно общаются между собой независимо от пола, статуса, этничности;
- выбирая этот вид транспорта как приоритетный, люди чувствуют себя физически и эмоционально лучше, потому что ведут более подвижный образ жизни;
- использование велосипеда помогает развивать постоянную городскую мобильность.
Современные модели велосипедов выполнены из высококачественных материалов, они легки и крепки одновременно. И, независимо от того, дешевый или дорогой у вас велосипед, велоспорт, в первую очередь – это вызов, скорость, сила воли, свобода и новые, конечно же, новые знакомства.
Интересные факты о велосипедах
Первый горный велосипед современной конструкции был создан в 1978 году.
На одном из заводов известного германского производителя Mercedes-Benz рабочий персонал передвигается по территории на велосипеде. Каждый отдел имеет велосипеды разных и уникальных цветов.
В Китае насчитывается более полумиллиарда велосипедов. Хоть и изобрели велосипед не в Китае, он пользуется там огромной популярностью. К слову, первый велосипед привезли сюда только в начале 20 века, однако за более 100 лет они распространились здесь в невероятно!
В США ежедневно используют велосипед только 1% людей, а вот в Нидерландах и Италии – 30% и 5% соответственно, в Дании около 90% жителей имеют свой собственный байк, который активно используют каждый день.
Затрачивая одинаковое количество энергии, мы можем передвигаться на велосипеде в 3 раза быстрее, чем делаем это во время бега и уж тем более пешего хода.
Ежегодно в мире производится более 50 млн новых велосипедов, тогда как автомобилей и мотоциклов – 20 млн.
Украина и велосипеды
Первые экспериментальные модели велосипедов на территории Украины появились в 1870-х. В советское время велосипеды были довольно популярным видом транспорта, однако велокультура все же отставала от европейской. Новый этап развития велокультуры начался в 2000-х годах и приобретает популярность из Киева. Присоединившись к Европейской федерации велосипедистов (ECF), киевская организация начала участвовать в международных конференциях, чтобы подражать действенным историям успеха разных стран.
В 2015-м доля велосипедистов в общем трафике Киева равнялась нулю. К 2025 году показатель планируют поднять до 5%. Эта цель указана в велоконцепции Киева — документе, который определяет велостратегию столицы и развивает велосипедный транспорт как часть мобильности киевлян.
В Украине существует «Украинская велосипедная сеть», объединяющая около двадцати общественных велоорганизаций по всей Украине.
В Украине велосипед сложно назвать популярным видом транспорта. По данным социологов, только 2% украинцев используют велосипед как основной способ передвижения. Уединенные велодорожки, наличие заниженных съездов, велопарковок, приспособление офисов к нуждам велосипедистов – чтобы там были души, стиральные машины, безопасные парковки – все это только мечты.
Очень мало велодорожек на городских дорогах и автострадах, из-за чего многие велосипедисты травмируются и погибают под колесами машин. Впрочем, активисты велоассоциаций настойчиво побуждают власти обустраивать велодорожки на дорогах и требуют законодательно ограничить скорость движения автомобилей в городах 50 километров в час.
Штраф для автомобилистов
Согласно ПДД, велосипедная дорожка – дорожка с покрытием вне проезжей части улицы и/или дороги, расположенная отдельно или смежно с тротуаром или пешеходной дорожкой, предназначенная для движения на велосипедах. Однако некоторые водители, пренебрегая Правилами, усложняют движение другим ее участникам – велосипедистам.
Размер штрафа за парковку на велодорожке составляет 15 необлагаемых налогом минимальных доходов. На сегодняшний день это 255 грн. При повторных нарушениях - до 680 грн.
Самые велосипедные
В десятку стран, где больше всего пользуются велосипедами, попали города северных стран – Бельгии, Швеции, Финляндии, Австрии и Германии. Оказалось, что мужчины чаще ездят на велосипеде каждый день. Также любителей крутить педали больше среди молодежи – 16% жителей от 15 до 24 лет, а среди жителей от 55 лет таких только 13%. Современная популярность велосипеда в Европе – результат целенаправленной политики правительств стран Евросоюза, поскольку это способствует разгрузке центров городов от авто, улучшению экологической ситуации и укрепляет здоровье людей. Около 15-20% европейцев используют «железного коня» как основное средство передвижения. Как правило, это поездки на работу.
Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, среднестатистический житель которой ежегодно проезжает на велосипеде 893 километра. Далее следуют Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии на каждого жителя приходится в год около 300 км велопробега. Менее всего популярный велосипед в Испании – всего 20 километров на одного человека.
Около 50% жителей Копенгагена ежедневно передвигаются на велосипеде.
Инфраструктура Копенгагена построена так, что велосипед действительно самый дешевый и самый быстрый способ передвижения по городу. Около 400 км велосипедных дорожек используются более 40.000 велосипедистами.
63% членов датского парламента (Фолькетинга), находящегося в центре Копенгагена в замке Кристиансборг, также ездят на работу на велосипеде.
Нидерланды являются крупнейшим европейским производителем этого вида транспорта – 30% от всех велосипедов, производимых в Европе. Велодорожки в стране составляют около 30 тыс. км, и их протяженность тоже существенно выросла за последние годы.
Больше новостей читайте на GreenPost.