Правовой портал «Юрисконсульт» разъясняет, что ст. 46 КЗоТ допускает возможность отстранения работников в случаях, предусмотренных законодательством. Ст. 7 и 42 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» возлагают на предприятия, учреждения, организации обязанность по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы отстранять от работы лиц, уклоняющихся от обязательной прививки от инфекции.
Статья 7 указанного Закона предусматривает установление Министерством здравоохранения перечня инфекций, прививки против которых являются обязательными для всех граждан, а ст. 26 того же Закона — перечня работников, которые в связи с особенностями производства или выполняемой работы подлежат обязательным профилактическим прививкам от других заболеваний. Ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» относит к компетенции Кабинета Министров утверждение перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам от других соответствующих инфекционных болезней, а также предусматривает возможность отстранения от работы лиц, которые отказываются или уклоняются от обязательных профилактических прививок.
Перечень инфекционных болезней, прививки от которых являются обязательными, установлен ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней». Подобный перечень приводится и в ст. 27 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения». В той части, в которой между этими перечнями существуют противоречия, преимущественному применению подлежит тот из названных законов, который устанавливает инфекционные болезни, от которых делаются прививки, не предусмотренные другим законом. Определение непосредственно законом упомянутого перечня с учетом предоставления в ст. 7 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения» Министерству здравоохранения полномочия устанавливать такой перечень означает, что Минздрав имеет право дополнять перечень инфекционных болезней, прививки от которых являются обязательными.
Что касается перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, то Кабмин, как это предусмотрено ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней», такой перечень не утверждал. Поэтому МОЗ согласно полномочиям, предоставленным ему в ст. 27 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения», установил следующий перечень (раздел 2 Календаря профилактических прививок).
Если отстранение от работы обусловлено виной или бездействием работника, время отстранения оплате не подлежит согласно части четвертой ст. 113 КЗоТ.
Следует ли из этого, что согласно постановлению МОЗ администрация школы вправе отстранить учителя от работы без сохранения заработной платы?
Известный правозащитник Александр Гумиров объясняет, что у работодателя нет полномочий отстранять работника за отказ вакцинироваться от COVID-19 — это можно сделать только по представлению главного санитарного врача территории, а кроме того, ковидо-прививки не является обязательными (не входит в календарь прививок ). А приведенная «Юрисконсультом» норма касается обязательных прививок, а не профессий, для которых прививки обязательны.
«Любой факт отстранения от работы должен иметь продолжением судебный иск работника», — говорит юрист.
Также мы писали, можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности за отказ вакцинироваться: отвечает юрист.